На детско-родительских консультациях и в работе со студентами на лекциях очень часто поднимается вопрос о влиянии системы образования, в частности школьного звена, на психику ребёнка независимо от его возраста. И действительно закономерность и зависимость существует, потому что это обусловлено данностью - школа должна влиять на учеников, но всегда на личностный рост, развитие психических и коммуникационных процессов, а не наоборот.
Можем ли мы воздействовать на это?
Конечно, нет. Мало того, это может принести прямые или косвенные проблемы, потому что ни один человек в одиночку не в состоянии бороться, сломать или видоизменить никакую систему.
Есть исключения:
1) получить должное образование и встать во главу данной системы, модернизировав её
или
2) понять, как к ней можно изменить взгляд восприятия во благо самого же себя, своего ребёнка и попытаться наладить диалог.
Для нас более уместно пройти по второму пути, поэтому мы разберём топ-5 обращений к психологу и краткие рекомендации.
1. Не налаженная система оценки ответов и работ учащихся
Это школьный бич. То, с чем борется не одно поколение детей и родителей. В основе данной проблемы заложен субъективный взгляд на оценивание конкретным учителем (это человеческий фактор). Критерии оценки отсутствуют либо носят "плавающий" характер, а дети от этого заходят в тупик. Что делать? Как готовиться к контрольной? Мне всё равно поставят двойку...Что делаем?
Если учащийся среднего или старшего звена, то он может самостоятельно подойти к учителю и уточнить (именно корректно уточнить, а не требовать) разъяснить причину выставления именно этой оценки с целью понимания. Если это младшее звено, то на диалог выходят родители. В основе продуктивности результата - продуманный подход своих фраз к учителю (это не лицемерие - не путать).
2. Отсутствие стимулирующего метода учащихся либо краткосрочное его применение
Стимулирование - это задача учителя. Он может внедрять любые способы данного уникального метода - похвалу, поощрение, уважение к методу, воодушевляющий взгляд, корректность в поручении или обращении к ученику, субъект-субъектное общение, т.е. на равных личностях, но с авторитетной позицией наставника, проводника, мудрого человека. Здесь в основе продуктивного результата - образ личности педагога, его профессионализм и знание индивидуальных особенностей ученика. Только так можно сформировать основу развития мотивации школьников.
Что делаем?
Если учащийся имеет отрицание учителя или не доверяет ему, то родитель пытается наладить уважительный диалог с педагогом, раскрыв особенности характера и поступков сына или дочери. Кроме того, важно параллельно пересмотреть речь родителей в домашних условиях при упоминании учителя, возможно встречаются не лесные слова или суждения, а с ребёнком посетить психолога, чтобы он смог наглядно разобрать фразы в общении и позиционировании себя в школе, поработать над развитием мотивации.
3. Буллинг в школе, на который не может повлиять классный руководитель
Здесь несколько базовых причин: 1) возрастные кризисы ребёнка, которые усугубляются нестабильностью психики, отсутствием жизненного опыта, желанием самоутвердиться за чужой счёт, 2) недостаточная работа классного руководителя по сплочению коллектива, 3) особенности воспитания родителями - угрозы, низкий уровень интеллекта, асоциальность поступков, безразличие к детям, реализация роли жертвы или преследователя.
Что делаем?
Всем участникам - педагогу, родителю и ученику нужно пройти через консультирование психолога и пересмотреть свои поступки, взгляды, убеждения в своей социальной роли с их коррекцией. Дети и их ситуации "зеркалят" что-то от взрослых, поэтому начинаем с них.
4. Отсутствие преемственности всех звеньев школы и воспитания внутри и вне образовательного учреждения
Это про разницу установок и требований между младшим, средним и старшим звеном, а также про разницу стилей воспитания школьными учителями и родителями.
Что делаем?
Обращаемся с просьбой к классному руководителю, чтобы содержание одного из классных часов было бы посвящено психологическому просвещению родителей по эффективному коммуницированию с детьми с разборов конкретных случаев.
5. Ненавистные ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
Многие осознают, что экзамены такого рода и их содержание никаким образом не дадут нашим детям успешной подготовленности к жизни и применению данных знаний в профессии. Универсальность в трактовках, датах, фамилиях ученых и формулировании классификаций - пустая теория без практико-ориентированного подхода, а готовность к экзаменам при "натаскивании" на экзаменационный рубеж - изнурительная процедура для психики. Но мы же идём по второму варианту.
Поэтому! Что делаем?
Даём своему ребёнку методику работы над стрессом или тревогой (если такой возможности нет, то посещаем психолога), стимулируем к системной подготовке к каждому уроку, чтобы не было пробелов в знаниях, вводим ритуалы традиций для отдыха в семье, чтобы восполнить затраченные силы своевременно.
И как договаривались - не ломаем шею, идя против системы. Побережём себя!
Ваш психолог, Катерина Агафонова
Автор: Агафонова Екатерина Анатольевна
Психолог, Преподаватель
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru