Постановка диагноза в психологии часто становится своеобразной защитой от тревоги, возникающей перед неоднозначностью и сложностью человеческой природы. Также психолог не редко прикрывает свою собственную реакцию на душевную боль пациента, спасаясь в нозологических и профессиональных терминах, устанавливая некую дистанцию. Все это происходит в контексте соперничества на рынке психологической помощи и в поиске выгодных решений за кротчайшие сроки при работе с симтомокомплексом в виде подогнанного диагноза. Однако, за диагнозами может скрываться истинное состояние человека, которое намного шире проявленных внешних симптомов.
Диагноз, по большому счету, представляет собой теоретический конструкт, созданный для лучшего понимания и классификации клинических паттернов. Однако истинное мастерство психолога заключается не в простом присвоении пациента определенной нозологической группе, а в умении увидеть индивидуальные особенности и работать с целым личностным комплексом. Диагностические критерии должны служить лишь ориентиром в развитии профессиональной мысли.
Отказ от диагностической теории и терминологии не является решением, но важно избегать ее злоупотребления. Сбалансированный подход к применению психодиагностических концепций может увеличить эффективность психологической помощи, обеспечивая пять важных преимуществ:
1. Возможность планирования лечения: Диагноз позволяет разработать индивидуальный план помощи, адаптированный к потребностям каждого пациента.
2. Прогнозирование динамики лечения: Знание диагноза помогает предсказать, как будет развиваться состояние пациента и какие шаги следует предпринять для достижения успеха.
3. Защита интересов пациента: Диагноз может помочь пациенту получить необходимую поддержку и понимание со стороны окружающих.
4. Помощь терапевту в выражении эмпатии: Зная диагноз, психолог может лучше поставить себя на место пациента и понять его эмоциональное состояние.
5. Работа со сопротивлением к терапии: Диагноз может помочь психологу и пациенту лучше понять причины возможного сопротивления к терапии и найти способы преодоления.
По рекомендации Н. Мак-Вильямс, первые сессии с клиентом следует посвятить сбору анамнеза, включая объективную и субъективную информацию. Это позволяет более глубоко понять историю первичной проблемы обращения. С пациентом важно поделиться перспективой совместной работы и уделить этому достаточно времени. Кроме того, рекомендуется обозначить сложные аспекты истории пациента с самого начала, чтобы обеспечить открытое обсуждение и доверительные отношения в дальнейшем.
В итоге, правильное использование диагноза в психологической практике помогает лучше понимать и помогать своим клиентам, учитывая их индивидуальные потребности и особенности, а не ограничиваясь нозологическими рамками.
Автор: Ясевич Елизавета Петровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru