Отвечает эксперт: директор
Санкт-Петербургской детской музыкальной школы № 18 Фёдор Фёдорович Шалаев
Читайте далее и вы узнаете:
- Как можно стать директором музыкальной школы?
- Чем занимается директор «музыкалки» и может ли он преподавать?
- Кто и как выбирает инструменты для обучения в школе?
- Как подготовиться к поступлению в музыкальную школу?
- Что лучше: классические или современные подходы к обучению?
- Как родители должны помогать ребенку в обучении и что делать, если возникает конфликт с педагогом?
— Добрый вечер, Федор Федорович! Рада, что сегодня появилась возможность побеседовать с Вами. Хотелось бы начать с главного вопроса: как Вы стали директором музыкальной школы?
— Добрый вечер! К этому моменту я шел довольно долго. Как все профессиональные музыканты, окончил музыкальную школу, потом училище имени Римского-Корсакова, потом Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки. Довольно долго работал в Академическом симфоническом оркестре филармонии имени Шостаковича (с 2002 по 2015 гг. — прим.ред.). После чего принял приглашение возглавить в качестве помощника художественного руководителя коллектив, который ныне называется «Государственный Кремлевский оркестр». И затем в Москве я провел шесть лет, работая именно в администрации.
Когда я принял решение вернуться в Петербург, оказалось, что концертная организация и образовательная организация ー это совершенно разные вещи. И пришлось пройти в том числе и аттестацию в Комитете по культуре Санкт-Петербурга.
— Какими навыками и каким опытом должен обладать человек, чтобы стать директором музыкальной школы?
— Директор музыкальной школы — это не только занятия музыкой и не только занятия педагогической деятельностью. Это еще очень большой объем хозяйственных нужд, начиная от обеспечения горячей водой, учебниками, пропускного режима и всего остального. Чтобы в классах было всегда тепло, уютно и светло. Чтобы инструменты были всегда в порядке. Не только рояли и фортепиано, но и те инструменты, которые у нас на балансе школы: и народные, и духовые. Директору, конечно, очень хорошо бы быть профессиональным музыкантом в первую очередь. Тогда он, как никто другой, может понимать нужды и чаяния своих коллег. Но в то же время хорошим хозяйственником надо быть обязательно.
— Вы занимаетесь только административной деятельностью в музыкальной школе или еще преподаете?
— Я по совместительству преподаю, у меня есть несколько учащихся. Поэтому скрипочку я не забываю.
— Что Вам нравится больше, преподавать или заниматься административными делами?
— Это очень сложно сравнивать, потому что идет переключение с одного вида деятельности на другой. Что более увлекательно? Не знаю, все по-своему интересно.
Коллектив единомышленников ー это хорошо, но когда тебе все говорят, что ты всегда прав ー это плохо
— Вы говорили, что руководили оркестрами до музыкальной школы. Кем сложнее руководить: коллективом педагогов в музыкальной школе или музыкантами в оркестре?
— Специфика очень разная. Когда ты руководишь коллективом исполнителей ー это один стиль общения, какие-то задачи, которые ты ставишь перед собой как руководитель. Есть общие моменты в плане психологии сотрудников, их командного настроя.
Музыкальная школа ー это немного другое государство, где все заточено на обучение. Тогда как концертная организация ー это в первую очередь выступления, общение со многими-многими дирижерами, солистами, постоянно какая-то деятельность, связанная с переездами, гастролями. Не сказать, что работа более напряженная. Если ты по-настоящему работаешь, то так везде. Но музыкальная школа, на мой взгляд, это более прогнозируемый процесс.
— То есть, более стабильный?
— Да. В оркестре ты выстраиваешь свой сезон, знаешь, где какие концерты. Особенно это касается центральных залов. Но всегда всплывают какие-то гастроли неожиданные, замены солистов, замена дирижеров ー это обычный житейский процесс. Тогда как в школе у нас есть учебная программа, есть учебный план. И, конечно, первого сентября у всех нас, преподавателей, начинается самая жаркая пора — тот момент, когда мы делаем расписание.
— По поводу коллектива музыкальной школы. Каким, по Вашему мнению, должен быть педагогический коллектив в музыкальной школе для максимально эффективной работы? Вы предпочитаете, чтобы это был монолитный коллектив с единым мнением и подходами или в сфере искусств важнее яркие творческие индивидуальности?
— Всегда важен баланс. Баланс очень важен в любом коллективе. Без ярких творческих индивидуальностей не обходится ни один успешный творческий коллектив. Безусловно, если есть какие-то другие мнения, то они очень ценны. Потому что, как мы знаем, истина рождается в споре. Коллектив единомышленников ー это хорошо, но когда тебе все говорят, что ты всегда прав ー это плохо. Поэтому другие мнения очень помогают нам в работе. Идеально ー всего понемножку.
— Расскажите, пожалуйста, чем примечательна Ваша музыкальная школа, что ее отличает от других?
— Наша музыкальная школа не сказать, что одна из старейших. У нас есть коллеги совсем рядышком, на Думской улице, которые значительно нас старше. Основное отличие от многих музыкальных школ нашего города в том, что у нас ограниченный контингент учащихся, всего триста шестьдесят человек, которых мы можем обучать на бесплатной основе. И у нас довольно мало классов для занятий, всего двадцать, поэтому мы не можем себе позволить обучать больше. Но при этом показателем качества преподавания в нашей музыкальной школе является то, что выбирая не из двух-трех тысяч учащихся, а всего из трехсот шестидесяти, мы ежегодно минимум несколько раз в году умудряемся проводить концерты в два отделения. Полноценные и с достаточно большим набором хорошо играющих детей. Мне кажется, из десяти человек выбрать двух-трех хорошо играющих ー сложнее, чем из ста. Поэтому я считаю, что один из самых значимых показателей работы нашей школы ー именно процент не просто играющих детей, но и поступающих в профессиональные учебные заведения.
— На что родителям стоит обратить внимание при выборе музыкальной школы?
— Современные родители, как правило, просят помощи у интернета. Поэтому мы, как и все образовательные учреждения нашего города, имеем свой сайт, который стараемся максимально наполнить различной информацией. Плюс какие-то концертные мероприятия, которые мы проводим и на других площадках, в том числе на центральных концертных площадках нашего города, тоже дают определенное руководство к действию. Мы уделяем большое внимание и группе нашей Вконтакте, стараемся популяризировать то, что мы делаем.
Выбор инструмента проводит всегда тот человек, который профессионально на нем играет, наш преподаватель
— Расскажите про музыкальную школу, про Ваши музыкальные инструменты. Используете ли отечественные инструменты?
— Инструменты есть самые разные, но стараемся сохранять в первую очередь то, что у нас есть. А есть у нас уникальные инструменты. Например, этим летом мы провели капитальный ремонт нашему «Блютнеру», которому тридцать лет, а он до сих пор в строю. И в этом году предстал в новом своем обличье.
Есть и отечественные инструменты, которые появились в рамках нацпроекта «Культура». В 2019 году были закуплены два рояля и пианино, аккордеоны, баяны именно отечественного производства. Какие-то инструменты мы закупаем не в рамках целевой программы, а своими силами стараемся что-то приобретать. И всегда сравниваем тот или иной конкретный инструмент, того или иного конкретного производителя.
«Михаил Глинка» — такие фортепиано производства российской компании «Нева Саунд» стоят в классах Санкт-Петербургской детской музыкальной школы № 18
— По каким критериям проводится отбор?
— Выбор инструмента проводит всегда тот человек, который профессионально на нем играет, наш преподаватель. Мы в первую очередь прислушиваемся к его мнению. Стараемся делать так, чтобы сам преподаватель на этих инструментах и на этих моделях поиграл, их как следует изучил.
Всегда в силу потребности именно учащихся мы приобретаем тот или иной инструмент. Например, в этом году открыли класс валторны. У нас есть маленькие учащиеся, которые еще не могут взять большой инструмент в руки в силу его величины и тяжести. Поэтому мы закупили маленькие валторночки, чтобы детишкам было удобно на них играть. Стараемся максимально сбалансированно подходить к тому или иному инструменту.
— Расскажите поподробнее про поступление в Вашу музыкальную школу. Какие данные должны быть у ребенка для поступления в первый класс? Как можно подготовить ребенка к поступлению?
— У нас, как и практически во всех детских музыкальных школах и школах искусств, есть подготовительное отделение, где можно получить первоначальные знания в области и музыкальной грамотности, и развития слуха, ритма. Конечно, это все происходит под руководством профессионала, преподавателя, который при поступлении в первый класс может дать свою определенную рекомендацию.
Можно в первый класс поступить и без всякой подготовки, вступительные экзамены у нас проводятся для всех на общих основаниях. На вступительных экзаменах смотрятся данные в плане слуха, ритма. Вступительная комиссия уже дает какие-то рекомендации и оценки.
Что касается именно подготовки, то мне кажется, что подготовительное отделение очень полезно. Потому что детки, которые уже что-то знают в музыке, в первом классе уже имеют возможность посвятить себя больше именно обучению на инструменте, который является их специальностью. Мы как преподаватели по специальности уже не тратим столько времени, рассказывая ребенку, что это ноточка такая, а извлекать ее на нашем инструменте надо вот так.
— А на дошкольном отделении дети уже играют на музыкальных инструментах? Или как это все проходит?
— По-разному. У нас есть и групповые занятия, и дисциплины, которые ведутся индивидуально. В любом случае это комплекс. Очень много есть детей, которые параллельно выбирают и занятия на инструменте. В этом году у нас проходит расширение подготовительного отделения, мы вывели в отдельные предметы такой замечательный предмет как ритмика и такой замечательный предмет как хор.
Ритмика очень важна, потому что даже И. С. Бах говорил про музыку, что «в начале был ритм». Как показывают определенные исследования, если слух довольно быстро и хорошо поддается развитию, то чувство ритма значительно менее хорошо поддается корректировке. Поэтому ритмика ー очень важный предмет, и мы решили ее вынести в отдельную дисциплину.
— А выбирать инструмент надо на дошкольном отделении или можно позже? Как определиться и понять, что у ребенка есть склонность к чему-то?
— В первую очередь на вступительных экзаменах нужно прислушиваться к рекомендациям комиссии. Поверьте, преподаватели каждый год видят очень много поступающих детей. Они могут помочь, направить довольно грамотно, чтобы ребенок смог это осилить, чтобы ему подошло в плане каких-то эмоциональных, поведенческих особенностей. Каждый инструмент — он же в итоге накладывает отпечаток на своего исполнителя. Все мы абсолютно разные.
Конечно, очень важно водить ребенка на разного рода концерты, в филармонию. У нас есть замечательная детская филармония. Есть Театр юного зрителя, есть театр «Зазеркалье», там великолепные постановки. Тем самым вы параллельно знакомите ребенка с разными музыкальными инструментами, потому что в основном идут заявления на буквально два-три, максимум четыре инструмента. И уже только потом, когда люди оказываются у нас в школе, мы проводим специальный концерт-презентацию для наших абитуриентов. И детишки видят, что, оказывается, есть масса других замечательных инструментов. И они с удовольствием записываются именно на них.
Весь наш центр Петербурга формирует определенное знание, воспитывает культурный фон ー это самое главное
— Отличная рекомендация про концерт. Думаю, это будет интересно родителям, которые хотят приобщить ребенка к музыке. Могли бы Вы дать еще практические советы, как подготовить ребенка к музыкальной школе, что нужно делать?
— Думаю, что очень полезно петь. Просто дома петь. Это развивает очень многие моменты и эмоциональное состояние ребенка. Если говорить о комплексе, то, конечно, очень важно бывать с ребенком не только на музыкальных концертах, но и погулять в Летнем саду, например. Это и скульптура, и архитектура. Вообще весь наш центр Петербурга формирует определенное знание, воспитывает культурный фон ー это самое главное.
— Существуют общеобразовательные школы с углубленным изучением каких-то отдельных предметов: иностранных языков или математики, например. А есть ли такое в системе музыкальных школ?
— Такое, конечно, существует. Это и школа при консерватории, где как раз очень углубленное изучение музыкальных предметов. Существуют так называемые нетиповые учреждения у нас в Петербурге, которые имеют подчиненность Комитету по культуре.
— Если ребенок ходит в музыкальную школу и хочет углубленно изучать сольфеджио или получить больше часов по своему инструменту, как это можно сделать?
— Сделать это можно очень легко, если мы говорим о нашем учащемся. Тот, кому позволяет время, может дополнительно позаниматься на внебюджетной основе. У нас есть факультативы, где можно выбрать, позаниматься на инструменте по специальности или теоретическими дисциплинами. Но нужно сказать, что основное отличие музыкальной школы от общеобразовательной в том, что все-таки у нас все предметы, предусмотренные образовательной программой, направлены на развитие творческой и музыкально образованной личности. В то время как общеобразовательная школа дает просто значительно больший охват разного рода наук, знаний и так далее. А мы все-таки музыкальная школа.
В любом виде творческой деятельности, в любом виде искусства важна история, важны истоки
— Наши подписчики спрашивали, почему, по Вашему мнению, ученики идут к частным преподавателям?
— Ну, ситуации, конечно, все разные, но есть одна общая тенденция. Дело в том, что музыкальная школа ー это в первую очередь школа. И относиться к ней, как к кружку, до поры до времени получается. А потом наступает тот момент, когда требуются более глубокие познания в той или иной области. К сожалению, занятия музыкой (занятия на инструменте, сольфеджио или гармония) — это не таблица умножения, за ночь не выучишь. Поэтому те, кто хотят продолжать заниматься музыкой, вынуждены обращаться к частным педагогам.
Если мы говорим о более углубленном изучении того или иного предмета, то мне кажется, что наша образовательная программа достаточно исчерпывающая.
— Используете ли Вы при обучении, мотивации и вовлечении детей какие-то современные технологии, методики и подходы?
— Как мы в начале разговора говорили про баланс: его и здесь стараемся соблюсти максимально. В любом виде творческой деятельности, в любом виде искусства важна история, важны истоки. И поэтому мы стараемся максимально бережно и аккуратно вводить какие-то новые возможности (с применением фонограммы, например). Но в первую очередь мы стараемся следовать нашим традициям исполнительской школы, на них опираться.
— А появление интернета как-то повлияло на учебный процесс и отношение детей к нему?
— Вы знаете, когда я был студентом, для того, чтобы послушать какую-то запись, нам нужно было минимум за неделю записаться в фонотеку. И если ты не приходил в назначенный час или назначенную дату, или опаздывал минут на пять, то шанс твой был упущен. И нужно было записываться заново и ждать этой даты, когда тебе поставят вожделенную пластинку или какую-то запись послушать. Сейчас в век интернета такой проблемы не существует, мы имеем возможность прослушать любое произведение практически в любом угодном нам исполнении в любое доступное время. С одной стороны, это благо. С другой стороны, это расхолаживает. Как расхолаживает? Мы вот раньше как слушали запись? Зная, что в фонотеке мы уже записаны, предварительно бежали еще в библиотеку, брали там клавир (переложения для фортепиано оркестровых и симфонических произведений — прим. ред.). И уже подготовленные, во всеоружии приходили в фонотеку. Там нам ставили эту запись, и мы очень внимательно смотрели нотный текст, потому что нам ее ставили один раз. А сейчас можно слушать сколько угодно и не так внимательно. Это сказывается и на скорости разучивания произведений, и на развитии музыкальной памяти, на развитии зрительной памяти, многих других моментах.
— Лично Вы сторонник инноваций или предпочитаете классические подходы?
— Я считаю, что в первую очередь в музыкальной школе мы должны дать начальные навыки музыкального ремесла. Поэтому, конечно, определенная дань традициям должна быть.
Например, очень важна постановка. В музыкальном мире, как и в спорте, очень важен первый учитель. Как мы ручки поставим, так человек, по большому счету, дальше и будет развиваться именно технически. В этом плане в Петербурге, и в нашей школе тоже, заложены колоссальные традиции именно исполнительские. И грех ими не пользоваться.
А что касается всего остального — для интереса, для развития — конечно, очень многие преподаватели прибегают к разным абсолютно способам. Кто-то традиционно пытается мотивировать своих учащихся. И мы это, естественно, всегда поддерживаем, проводя концерты класса, и стараемся, чтобы наши учащиеся выступали на других концертах и открытых площадках нашего города. Поэтому весь этот комплекс дает о себе знать. Какие-то современные технологии безусловно присутствуют. Без них никуда, потому что прогресс мы не можем остановить. Но сохранение традиций ー это самая основа.
В большинстве своем родители учащихся у меня детей, независимо от их музыкального образования либо его отсутствия, четко знают, что делать дома
— А как Вы считаете, насколько активное и глубокое участие в обучении детей музыке должны принимать родители? Или учить должна школа?
— Вы знаете, есть старинная восточная мудрость, которая говорит, что ишака можно подвести к водопою, но напиться он должен сам. Поэтому, конечно, родители в большинстве своем участвуют в процессе, помогают нам. Наша задача ー научить. Мы не можем играть за ребенка, мы можем только объяснить, показать, как это делается. Все-таки ребенок должен это делать самостоятельно. И на сцене мы за него тоже сыграть не сможем.
У многих великих преподавателей, которые вырастили великих музыкантов, было первое требование, чтобы родители сидели каждый урок без каких-либо пропусков. В наше время, понятно, это достаточно тяжело сделать. Я часто слышу такую фразу от родителей: «Ну мы же не имеем музыкального образования, чем мы можем помочь?» Я всегда говорю на уроках и показываю: «Вы вот это можете отличить от вот этого?» ー «Могу». Это и есть помощь для вашего ребенка, особенно на начальном этапе освоения и знакомства с инструментом. В более старших классах дети, конечно, занимаются самостоятельно. Очень важен вот этот самый начальный этап освоения музыкального инструмента и присутствие родителей.
— Присутствие родителей на уроке ребенка вообще для чего нужно?
— Чтобы помочь, потому что ребенок не всегда в состоянии запомнить все, что дается на уроках, какую-то информацию. Ну и мы знаем, что со стороны всегда виднее. Есть моменты в плане движения. Если они делаются не совсем корректно, то родители могут это проконтролировать дома, помочь своему чаду сделать правильно.
— Какие моменты родителям нужно жестко контролировать, а где зона ответственности самого ученика?
— Мне кажется, что четко и жестко родители должны контролировать домашние занятия. То есть, количество времени, проведенное с инструментом дома.
— А качество занятий как можно контролировать?
— Качество занятий, конечно, уже сложнее. Но опять же, я не сторонник большого количества занятий с инструментом именно в плане часов. Я убежден, что когда есть напряженный мыслительный процесс, за двадцать минут можно сделать то, что другой человек, если не задумывается, сделает за час. Именно коэффициент полезного действия этих занятий значительно выше. Поэтому очень важно, чтобы не было неправильных движений, не было неправильно заученных нот и так далее.
А вообще в большинстве своем родители учащихся у меня детей, независимо от их музыкального образования либо его отсутствия, четко знают, что делать дома.
— Как скрипач, в контексте Вашего инструмента, расскажите: как должно проходить занятие ребенка дома? Как надо заниматься, чтобы все было хорошо?
— Существует достаточно большой пул упражнений, которому посвящается не очень большое время — для разыгрывания. Это могут быть какие-то упражнения, особенно по первости, на разные руки — на левую и на правую. Потому что у нас инструмент необычный. У нас по сути в руках два инструмента, каждым из которых надо еще по-отдельности суметь овладеть, а потом уже пытаться их соединять. Сложность заключается в том, что у нас руки совершают разные движения. Поэтому в начале надо разыграться.
Очень много в музыке аналогий со спортом. Без разминки получишь травму ー у нас тоже самое. В начале надо разыграться, иначе будет плохо, иначе плохо заучишь и так далее и тому подобное. Я стараюсь детям даже расписывать их домашние занятия. Предположим, 5 минут на упражнение, 15 минут на гамму, 10 минут на арпеджио или наоборот, в зависимости от того, что хуже получается — на это мы тратим больше времени. И вот так варьируем разные дни. У меня практика такая есть, и если действительно ей следовать, то это работает. Коэффициент полезности домашних занятий повышается.
Я думаю, что успешный музыкант — это в первую очередь человек, который и сам реализовался, и реализовал свой музыкальный потенциал в себе
— Иногда между педагогами, родителями и учениками может возникать недопонимание. Вам, как директору, наверное, часто приходится сталкиваться с конфликтами и недовольствами. В подобных ситуациях что бы Вы посоветовали родителям, какой алгоритм действий?
— Очень часто ситуации бывают надуманными, в которых по большому счету изначально никаких конфликтов не было, просто получилось так. Обычно ведь как: если результаты начинают становиться хуже, виноват всегда, конечно, педагог. Но не всегда именно он виноват — бывает так, что и ребенок дома не сильно занимается. А если и занимается, то «без головы», заучивая ошибки. А мы знаем, что переучить значительно сложнее и дольше, чем выучить.
Но если уже создалась конфликтная ситуация, я бы хотел всех предупредить, что если мы говорим о конфликте с преподавателем по специальности, то это индивидуальные занятия, вы тет-а-тет находитесь с преподавателем. Попробуйте обсудить, поговорить с преподавателем об этой проблеме, наверняка вы найдете какое-то ее решение. Если нет, то, конечно же, есть и завуч, заместитель директора по учебной части, которая довольно квалифицированно и опытно может подсказать — она преподаватель с большим стажем. Ну и мои двери всегда открыты, я готов.
— Бывает такая ситуация, что из-за конфликта родители меняют педагога по специальности. Как Вы относитесь к такой практике, единственный ли это вариант решения?
— Смена преподавателя в наше время ー довольно распространенная практика. Это дело сугубо индивидуальное. Мы же все занимаемся индивидуально со своим учеником, у нас у каждого свой подход. В каждого вкладываешь и пытаешься дать то, что сам знаешь и умеешь. Кто-то способен воспринять такой объем информации колоссальный, кто-то не способен это сделать.
Кто-то из преподавателей работает на результат, ему важно, чтобы ученик был хорошим исполнителем. Кому-то важен больше процесс, а не конечный результат. Я сейчас никого не обижаю, а хочу отметить, что далеко не всегда и не все учащиеся идут потом в средние специальные профессиональные учреждения. Поэтому ставятся разные задачи, применяются разные стили. Тем более мы все люди разные. Кто-то более строгий, кто-то наоборот очень мягкий. Нередки случаи, когда от мягких педагогов люди просятся к кому-то построже, для дисциплины.
Менять педагога ー нормальная практика, но, конечно, смотря с чем это связано. В каждом случае надо разбираться индивидуально. Причин может быть масса.
— Вопрос профессионалу: что, по-Вашему, значит быть успешным музыкантом?
— Наша профессия такова, что чем больше ты занимаешься, чем больше времени ты проводишь с инструментом, тем выше у тебя становится требовательность к самому себе. И эта гонка действительно на протяжении всей музыкальной жизни: ты постоянно занимаешься, постоянно работаешь над собой, повышаешь свой уровень исполнительский.
Работать и играть на центральных сценах России, мира ー это успешный музыкант? Да, конечно. А если музыкант занимается на музыкальном инструменте, играет с удовольствием, выступает в каком-нибудь районном доме культуры, и всегда на него приходит полный зал — это успешный музыкант? Тоже да. Поэтому я думаю, что успешный музыкант — это в первую очередь человек, который и сам реализовался, и реализовал свой музыкальный потенциал в себе.
Беседу вела Варвара Разумова
Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы не пропускать новые интересные статьи!♥ Вконтакте ♥ Телеграм ♥ YouTube ♥