Найти в Дзене
PikeCinema

Видеомонтаж. Частота кадров, битрейт, битность, развертка [2]

Оглавление

В прошлой статье мы рассмотрели такие характеристики, как разрешение и соотношение сторон. Сегодня мы рассмотрим другие основные характеристики видео (частоту кадров, битрейт, глубину цвета, развертку).

Частота кадров

В прошлой статье мы рассматривали видео как набор картинок, сменяемых друг друга в определенной последовательности. Если сменять картинки быстро, то мозг перестанет видеть отдельные изображения и создаст иллюзию непрерывного движения. При этом скорость смены кадров должна быть выше 10-12 кадров в секунду.

Частота кадров — скорость смены кадров за единицу времени, как правило, за секунду. Зачастую частоту обозначают как fps (frames per second, кадр в секунду).

Немного истории

Представьте себе ленту немого фильма, в которой 1 500 отдельных изображений. Если мы покажем фильм со скоростью 12 кадров в секунду, то увидим что-то такое. Это мерцание появляется из-за постоянного закрытия проектора при смене кадра. Томас Эдисон утверждал, что наше перестанет замечать мерцание, если частота кадров будет 46 кадров в секунду и выше. Но в таком случае, длина нашего фильма сократится в четыре раза (1500 / 12 = 125 сек, 1500 / 46 ~ 32,6 сек). Делать в четыре раза больше кадров на пленке не выгодно. Поэтому пришли к идее показывать один и тот же кадр трижды, при этом увеличив частоту в трое.

Если умножить 12 кадров на три, то мы получим 36 кадров в секунду, что является медленным. Ближайшим целым числом, при умножении которого на три мы получим 46 кадров и выше, является 16 (48).

https://balyberdin.com/hey/pictures/fps_Triple_Bladed_Shutter.mp4

16 fps устраивал нас в немом кино, но перестал устраивать в момент, когда появилось звуковое кино. При стыковке звука с картинкой 16 fps оказалось слишком мало, поэтому нужно было найти частоту, кратную 48 и при которой звук бы без проблем ложился на картинку. Такой частотой оказалось привычная для нас и на сегодняшний день - 24 fps.

https://balyberdin.com/hey/pictures/fps_Double_Bladed_Shutter.mp4

На что влияет частота кадра?

Возможность замедления и ускорения — при уменьшении или увеличении частоты отображаемых кадров наше видео будет замедляться или ускоряться соответственно. Ускорение часто можно было увидеть в немом кино. Делали это для увеличения динамики. Замедление же (слоу-мо) довольно популярно в наше время. Обычно для слоу-мо видео снимают в 50, 60 или 120 fps.

Плавность картинки. Чем больше fps, тем плавнее картинка.

-2

Вес видео. Чем больше кадров, тем больше вес файла.

Развертка

На различных видеохостингах при выборе качества видео можно наткнуться на такие варианты: 1080p и 1080i. Буквой i (interlace) обозначается чересстрочная развертка, буквой p (progressive) - прогрессивная развертка.

Чересстрочная развертка

С появлением телевидения появилась необходимость передавать видеопоток пользователям. Для оптимизации отправляемого объема данных было решено отправлять не цельный кадр, а два полукадра. При таком методе передачи кадр разрезался на полосы (строки), четные строки относили к одному полукадру, нечетные ко второму. Такой метод передачи получил название чересстрочной развертки.

К недостаткам такого метода передачи относят мерцание и нечеткость картинки.

Прогрессивная развертка

Передает на дисплей кадр полностью (строки считываются за один заход), благодаря чему устраняются мерцания.

Глубина цвета

В прошлой статье мы разобрались, что изображение формируется с помощью трех каналов: красного, зеленого и синего. Каждый канал переносит информацию о своем цвете в цифровом виде (например, 10011010). Если на канал выделен только один бит информации, то мы получим двухцветное черно-белое изображение в канале. Чем выше битность, тем больше оттенков получит изображение.

Предположим, что у нас канал содержит 8 бит информации о цвете, тогда мы получим 256 цветов в канале. Затем мы складываем информацию с другими каналами и получаем (256*256*256) 16 777 216 цветов в кадре.

Чем больше глубина цвета, тем насыщенней изображение и больше возможностей с этим изображением играться на цветокоррекции, но при этом тем выше размер изображения.

Видеопоток (битрейт)

Битрейт - количество битов, хранящихся в одной секунде. Чем выше, тем лучше качество изображения.