Прошло уже почти четыре года с момента вспышки в китайском городе Ухань вируса мирового масштаба, унесшего жизни, по имеющимся данным, около 7 млн. человек, катастрофы, которая по своим размерам сопоставима с другими крупнейшими эпидемиями в истории человечества: холеры, гриппа, чумы, и навсегда вписавшей свое название в худшие страницы человеческой истории - новой коронавирусной инфекции, именуемой COVID-19 или SARS-Cov-2.
В своем повествовании я не буду пересказывать все события, которые происходили в нашей стране и в мире в связи с пандемией, потому как уверен, что ситуация вокруг нас была настолько обострена, а новости о количестве зараженных и умерших от болезни, производстве вакцины, причинах возникновения и прочем настолько освещаемы во всевозможных средствах массовой информации, что вы и сами все прекрасно помните и знаете: это коснулось каждого без исключения в той или иной мере. Вместо этого я хотел бы поделиться с вами своими мыслями относительно того, как я переживал все эти тревожные новости, какое COVID-19 оказал влияние на мое сознание и сознание окружающих меня людей, а также о том, как я перенес эту инфекцию, как потом восстанавливался и отразилось ли это на моем состоянии.
Помнится, что начиналось всё как что-то киношное: непонятный доселе вирус зародился где-то в Китайском городе и разрастается по планете немыслимыми темпами, захватывая все новые и новые страны. Ну чем не сюжет для голливудского блокбастера, не так ли ?
Сначала, конечно, были мысли, что где-то оно там зародилось, ну там оно и останется и до нас не дойдет. Но, когда в городе, к слову живу я в Петербурге, стали открывать «ковидные» госпитали, переоборудовать обычные больницы в инфекционные, появилось, широко распространилось и стало применяться на практике понятие «удалёнка», тут стало уже тревожненько. Потом, когда объявили масочный режим, штрафовали за отсутствие оных, запретили выходить из своих жилищ я ненароком подумал: так вот какой он, апокалипсис. Мои родные все эти события переживали вдвойне тревожнее, особенно после того, как медики сообщили о том, что якобы новая болезнь - это болезнь возрастных людей, мол у тех иммунитет слабее. А для друзей и ближайшего окружения, то есть людей помладше, это стало поводом откосить от работы, учебы, отдалиться от забот и проблем, одним словом, отдохнуть, так как в нашем понимании наличие вируса допускалось, но он был настолько эфемерным и неосязаемым, что все были далеки от мысли, что это может их коснуться.
В разгар пандемии, когда масштабы росли, помню, папа рассказывал мне про своего начальника с работы, мол, тот настолько не верил в существование этого вируса, что считал всех врачей сговорившимися, никакой болезни нет, убежден был он, вам, то есть нам, по телику втирают всякую чушь, а вы верите: в общем был этаким яростным скептиком. А буквально через недели две после этого опять же от отца я узнаю, что мужчина тот находится под ИВЛ (искусственная вентиляция легких), и явно не вследствие простуды. Знаю лично тех, казалось бы здоровых и крепких, кто лежал на ИВЛ или просто лечился в инфекционном стационаре и потом выходил чрезвычайно ослабленным и изможденным и затем реабилитировался еще очень долго, но также знаю тех, кто перенес болезнь достаточно легко, но потом мучился то от отсутствия вкусов, то от отсутствия запахов, а были и те, кто схватил комбо, и довольно много тех, кто перенес инфекцию легко и потом не имел никаких осложнений. Не было какой-то «золотой» середины, если это можно так назвать. У всех все было по-разному, причем я лично не заметил никакой закономерности в уровне заболеваемости от возраста человека, его пола, этнической принадлежности, состояния иммунитета или еще от чего-либо. Ковид был парадоксален в моем восприятии.
Настал 2022 год, добавивший и в без того тревожное время, полное беспокойств, связанных с коронавирусной инфекцией, новую, весьма сильную тревогу - начало специальной военной операции сами знаете где.
Тогда я как раз устроился на новую работу инженером в торгово-развлекательный комплекс. А ТРК - это большие массы людей каждый день, общение с коллегами, арендаторами и другими людьми, в общем, постоянный движ. Ну и, соответсвенно, участь постигла и меня, я заболел, а результаты экспресс-анализа показали положительный статус на SARS-CoV-2 вирус. Поначалу, помню, было просто тревожно, мол, неужели и я тоже подхватил эту болячку. А перед тем как уходить на больничный я не хотел на него уходить и думал, что это обычная простуда, попью порошков и всё пройдет, но, зайдя в кабинет к моему на тот момент руководителю он сказал мне: «Ты чего? Зачем ты пришел сюда ? Давай домой! Ты знаешь, как я тяжело перенес этот Ковид ?». Постоянные новости о росте зараженных, умерших, результаты моего мазка и так далее несомненно выбивали из колеи и все это в совокупности не могло не повлиять на повышение уровня внутренней тревоги.
Шел наверное день 5-ый - 6-й моего больничного. Я еще был далек от полного выздоровления: температура периодически повышалась, общая слабость и утомляемость, респираторные симптомы, тяжесть в груди. Нужно было мне довести до логического завершения задачи по своей предыдущей работе, на которой я уже не работал, но обязался завершить начатое. В нескольких словах, нужно было мне встретиться с не самым лицеприятным человеком и принять у него квартиру и передать ключи со всеми документами моей клиентке. Как вы могли догадаться, работал я агентом по недвижимости. Период общения с этим гражданином сопровождался натянутыми диалогами и эмоциональными качелями с его стороны. Упомянул я об этом для того, чтобы обозначить вам свой общий эмоциональный фон на фоне болезни. Так вот, приехав домой со встречи с вышеупомянутой персоной, я на фоне всего того, что я обозначил начал чувствовать какой-то гнетущий дискомфорт, который моими мыслями раскручивался все больше и больше до тех пор, пока это не дошло до состояния панической атаки. Панические атаки я до этого испытывал, поэтому четко понимал, что это такое, но абсолютно не понимал почему она возникла, когда она пройдет, что сделать, чтоб ее прекратить. Мозг как будто перешел в режим «Паника» и совершенно не хотел анализировать сложившуюся ситуацию и сознательно делать соответствующие правильные выводы.
Дальнейшие несколько дней до окончания больничного панических атак больше я не испытывал, но было некое ощущение тревоги ожидания, что что-то должно произойти или случиться, ощущение, что мозг как будто бы сломался.
Когда соматические проявления болезни закончились, я почувствовал себя лучше и выписался с больничного. Выйдя на работу, наступило настоящее адище. Буквально в первый же день, когда я ехал на работу я почувствовал панические проявления. Потом в один из следующих дней я опять ощутил паническое настроение, которое я смог перебарывать только активным отвлечением, то есть занявшись усиленно работой, обходом ТРК, выполнением какой-то физической деятельности. Но с каждым днём вот эти, как я их называю, панические проявления нарастали, опять же под влиянием моих мыслей, то есть моего отношения к конкретным происходящим событиям. Об этом я подробно рассказывал в одной из моих предыдущих статей про автоматические мысли. Но акцентирую ваше внимание, что дело было конечно же в моем отношении к событиям, но не только лишь в них. Тут был определенный комплекс условий, способствовавших развитию моего тревожного состояния. И после чего повышенную тревожность с паническими атаками я начал испытывать почти каждый день, не живя, а выживая каждый день и приезжая домой как выжатый лимон, имея силы только на перекусить, помыться и лечь спать. Жизнь превращалась в этакое каждодневное выживание от подъема с утра до вечера, когда нейромедиаторов уже никаких не оставалось попросту, чтоб тревожиться дальше. Был момент, когда я выехал домой и, находясь в пути на чем-то внимание сконцентрировал и запустил механизм панической атаки, которая тут как тут началась, как по щелчку. Я, честно, хотел остановиться прямо на дороге и убежать куда-нибудь, где будет спокойно, потом я позвонил своему знакомому товарищу-врачу, которого попросил меня успокоить, так как я нахожусь в панике, и он меня конечно немного успокоил, после чего я принял решение ехать в больницу, потому что посчитал, что точно что-то со мной не так, не может же быть паническая атака скачкообразной. Приехав в больницу, уже стало спокойней, от одного только пребывания там. После чего меня принял дежурный врач, выполнила осмотр, сделал ЭКГ, по результатам которых все было в рамках нормы. Врач дала мне таблетку понижающую давление и, по-моему, транквилизатор, насколько я тогда понял. После чего мы с врачом побеседовали и она порекомендовала мне обратиться в клинику неврозов и я уехал домой.
Дни проходили, состояние не улучшалось, нервная система переходила в упадок, в состояние истощения, после чего я принял решение обратиться а психотерапевту за лечением, так как штука эта вся весьма неприятная и сильно изменяющая качество жизни. И тут произошло мое знакомство с антидепрессантами и другими корректирующими препаратами для лечения тревожно-депрессивных и панических расстройств.
Начал я пить лекарственные препараты и параллельно посещать психотерапевта. Состояние, можно сказать, постепенно приходило в некое подобие нормы. Почему я так говорю, а потому что все равно периоды тревоги, легкие панические приступы имели место быть, но тем не менее качество жизни улучшилось, на фоне тревожности я не наблюдал за собой депрессивных настроений. Течение самой жизнедеятельности, можно сказать, стало лучше, но все равно, мы то с вами понимаем, что просто принять курс лекарственной терапии - это не равно решить проблему, это равно отложить ее решение на другое время, так как проблемы с тревожностью и паническими атаками требуют квалифицированной психотерапевтической помощи, помимо лекарственной, ввиду того, что проблема предполагает применение комплексного подхода в ее решении, в противном случае корень этой проблемы так и останется где-то в глубинах нашей личности даже на фоне положительной терапии препаратами и когда-нибудь обязательно даст о себе знать снова и снова.
К слову, тот год прошел достаточно плодотворно для меня, несмотря на проблемы с тревожностью и паническими атаками, я женился на любимой девушке, съездил с новоиспеченной женой в отпуск в Грузию и уже к концу года почувствовал, что могу прекратить прием препарата.
Уйдя от приема лекарственных средств, нельзя сказать, что мое тревожное состояние как-то резко ухудшилось или наоборот улучшилось, нет, оно оставалось таким же какое-то время, периодически напоминая о себе периодами тревожности, где я был вынужден брать приемы в порядке частной практики у психолога из другого города. И скажу вам, после приемов мысли становились в ряд, то есть наступал этакий порядок в голове, но опять же не надолго.
Примерно в конце марта - начале апреля уже текущего года мое психофизиологическое состояние начало постепенно ухудшаться, отбрасывая меня назад в состояние повышенной тревожности. Этому поспособствовало отсутствие решения первопричин моего состояния, то есть тех причин, которые приводили меня в это состояние, а также смена работы, несомненно ухудшение отношений с близкими и друзьями, а также моя неконтролируемая потребность все контролировать. И тут я также принял решение обратиться к специалисту за назначением лечения и психотерапией, так как чувствовал, что нервная система уже не выдерживала таких нагрузок и необходима была помощь, потому как сам я был не в состоянии эту проблему решить. Однако, стоит отметить, что панические атаки как вид психического расстройства в моей жизни перестал существовать, ввиду того, что уже было понимание их процессов возникновения, протекания и конечного действия, то есть поменялся ключевой фактор - мое восприятие к ним. Но и без того, одной только повышенной тревожностью можно было себя нехило загрузить, что я даже думал порой, что лучше бы случилась паника, зато потом после нее будет легче, как после бани, а вместо этого только тревога в разной степени ее проявления.
Придя к специалисту, кстати зовут его Георгий, он не только блестящий врач, но и человек, который сразу заглянул как бы внутрь меня, и надо сказать, что я до сих пор с ним периодически встречаюсь и обсуждаю насущное и можно сказать уже даже как-то по-теплому, на другом уровне что ли, не как врач и пациент, а как два хороших знакомых, кстати некая совместная беседа с ним стоит у меня в планах в формате видеоинтервью, где я подробно расскажу о наших с ним приемах, как проходило лечение, поговорим о неврозах, задам ему несколько животрепещущих вопросов относительно неврозов, тревожных и панических расстройств, подробно остановлюсь на нем, как на превосходном профессионале своего дела и просто отличном человеке, так как узнав его, так скажем, поближе при личном общении, я во многом даже сам беру с него пример и восхищаюсь по-доброму как личностью, которая многого достигла в достаточно молодом возрасте.
Определенный очень важный кусок своего взаимодействия с моим врачом и процесса лечения на пути к душевному спокойствию и психологическому благополучию, я умышленно не буду фиксировать в данной статье, оставив его на потом, так как считаю, что там есть, о чем поговорить, но в формате отдельной статьи.
В настоящее время я чувствую себя гораздо уверенней, у меня есть цели в жизни, которых я стремлюсь достичь, я все еще тревожный товарищ, но осознанность в вопросе того, что тревога это не причина, а следствие, а также умение акцентировать внимание на событиях, которые к ней приводят и самое главное фиксировать свои мысли, то есть те свои установки, которые и запускают цепочки последующих неприятных последствий принесли свои положительные результаты. Естественно, я еще даже не в конце своего пути по обретению, скажем так, правильного здорового образа мышления, отличного от тревожного, а где-то в середине, но верите или нет, работа проведена уже колоссальная даже на этом этапе и то, чего я достиг, советую достичь всем гораздо быстрей, нежели я.
Благодарочка за прочтение! Всем хорошего настроения и выше нос: выход есть из любой ситуации, да, может быть он будет тернист и полон препятствий, но он есть!