Найти тему
Онлайн-школа School inter

Почему навык пересказывать тексты поможет в сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Оглавление

Какая тут связь, удивитесь вы. А она есть, самая прямая. Для допуска к экзаменам в 9м классе школьники сдают итоговый экзамен по русскому языку. На собеседование отводится 15 минут:

  • из них 2 минуты - на чтение про себя,
  • произвольное время - на чтение вслух,
  • 2 минуты - на пересказ (близкий к тексту),
  • 1 минута - ознакомление с картинкой,
  • произвольное время - на рассказ по картинке (не менее 10 предложений) и ответ на 3 вопроса.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Пересказ по картинке должен состоять не менее, чем из 10 предложений. И это задание вызывает огромные сложности у детей.

Расскажите нам в комментариях, как ваши дети справляются с пересказом. Они легко и увлеченно что-то рассказывают? Или у вас ребенок-молчун?

Итак. Цель итогового собеседования - отфильтровать полностью неговорящих детей, которые не могут самостоятельно, без направляющих вопросов и без формы тестирования высказать собственную мысль.

Поэтому, если у ребенка есть трудности с пересказом, восприимчивостью текста, изложением - стоит помочь ему, чтобы это не переросло в глобальную проблему в 9 классе.

Как же тренировать навык пересказа?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Главное правило: выбирайте небольшие тексты, которые ребенок будет читать с вами, но пересказывать кому-то другому, например, вернувшемуся с работы папе или своему старшему брату. Чем старше ребенок - тем длиннее и сложнее может быть текст.

Шаг 1. Ребёнок читает текст или отрывок, который требуется пересказать, сначала про себя, а затем отвечает на вопросы по содержанию текста, которые ему задаёт взрослый. Вы должны убедиться, что ребёнок понял текст, иначе он не сможет его пересказать.

Шаг 2. Если текст поделён на абзацы, устанавливаем, сколько в нём абзацев, то есть сколько смысловых частей будет в нашем пересказе. Если текст маленький и абзацев нет, стараемся всё равно разделить его на смысловые части.

Шаг 3. Определяем вместе с ребёнком, о чём говорится в тексте. Составляете план, используйте в нем ключевые слова. Запишите план, это зрительная опора для пересказа.

Шаг 4. Ребёнок пересказывает 1-ю часть, опираясь на первый пункт плана и ключевые слова. Затем очень полезно вновь открыть текст. Пусть ребёнок перечитает первую часть и проверит себя.

Шаг 5. Так же поочерёдно пересказываем остальные части и проводим самопроверку по тексту.

Шаг 6. Ещё раз перечитываем текст целиком (может читать вслух ребёнок или взрослый).

Шаг 7. Ребёнок пересказывает уже весь текст целиком с опорой на план и ключевые слова.

Для пересказа можно использовать короткие тексты или отрывки из учебника по литературному чтению или по литературе за прошедший год.

А наши преподаватели уверены, если ваш ребенок не умеет и не любит пересказывать, значит он просто не знает, как это делать.

На курсе «Пересказ на раз» ребята познакомятся и попрактикуют наглядные техники, которые помогут им научиться структурно передавать содержание прочитанного. На занятиях мы будем задействовать работу обоих полушарий мозга, что позволит максимально продуктивно усваивать как художественные, так и учебные тексты.

Продолжительность курса 6 занятий по 45-60 минут. Курс рассчитан на школьников 1-6 классов (группы формируются по возрасту). Заниматься будем небольшой группой до 6 человек в комнате-конференции Zoom.