Часто, когда я пишу о винтажном или антикварном фарфоре, читали сетуют, что мол да, современный ему не чета. Согласна, обычно сравнить его невозможно. Даже если речь идет о посуде от именитых производителей со всего мира с вековыми корнями. Которых, впрочем, осталось, не так уж и много не то, что в России, но и в той же Европе.
Однако есть и такие примеры, когда несмотря на все исторические перипетии, смену названий, собственников завод, перехода от производства элитарной посуды к массовой и обратно, продолжал творить шедевры. Как Императорский фарфоровый завод, он же бывший ЛФЗ.
Однажды я побывала на экспозиции советского и современного фарфора ИФЗ, уже вошедших к коллекцию музея керамики в Кусково, и воочию смогла убедиться в том, что предприятие, ведущее свою историю аж с 1744 года, на протяжении веков умело сохранять мастерство и традиции. И вещи, создаваемые сейчас, порой, смотрятся как принадлежащие руке мастеров 19 века.
Сравним?
Например, этот роскошный фарфоровый самовар, украшенный полихромными цветами и позолотой, был изготовлен на ИФЗ в середине 19 века.
А это сервиз с цветами, павлинами и позолотой под названием "Райский сад Эрмитажа" - 2014 года, автор рисунка С.Е. Колчина.
Чайный сервиз ниже под поэтическим названием "Воспоминание" попроще, но и создавался в непростые 1988-1998 годах.
Слева супница и тарелка из сервиза, созданного для великого князя Константина Николаевича в 1948 году по проекту русского живописца и художника-реставратора Фёдора Солнцева, которого современники назвали не иначе, как "Карамзиным русской живописи"
А это сервиз "Монплезир", созданный в 2020 году, автор росписи Н. Петрова, формы - С. Яковлева.
Сервиз "эгоист" с изображением натюрморта с цветами и плодами, богато украшенный золочением, был создан ИФЗ примерно в 1830 году.
А вот сервиз под названием "Цветы Александрии" как будто создавался тогда же, однако он современный - 2021 года.
Этот сервиз, щедро украшенный позолотой и сценами охоты, Императорский фарфоровый завод изготовил в 1820-х годах.
Его современник из серии "Дворянское гнездо", созданный в 2016-2017 годах, пусть и скромнее, но, пожалуй, элегантней.
Как и эта чудесная ваза "Сплетницы" 2019 года. Сравним с оригиналом, хранящемся в Эрмитаже?
Эту вазу создал архитектор Андрей Воронихин в 1807 году.
А вот эта тарелка 2017 года рук мастеров ИФЗ очень напомнила мне по рисунку вполне доступный всем вариант тарелки с декором от китайского Lefard.
Помните, показывала как-то подборку неплохого бюджетного современного фарфора, который вполне способен украсить любой стол?
Вот и эта китайская тарелочка вполне себе неплохого качества с рисунком "Астра", пары которых обойдётся примерно в 1,5 тысячи рублей. Конечно, попроще, примитивней, не так проработана, но и доступней музейного экспоната.
А вы увидели принципиальные отличия между старыми и новыми работами мастеров ИФЗ? Или я смогла вас убедить?