Привет. Это блог Академии Йоги.
Здесь вы найдёте истории студентов и выпускников курса «Преподаватель Хатха-йоги». Этот блог для вас, если вы хотите начать заниматься йогой для здоровья или стать преподавателем йоги, чтобы помогать другим быть здоровыми.
Валишина Лина, 37 лет, город Уфа
До курса — преподаватель йоги офлайн для взрослых и детей (с синдромом самозванца)
После курса — сертифицированный преподаватель Хатха-йоги онлайн и офлайн, преподаватель йоги для детей
Доход в месяц до курса — 15 000 рублей, уже во время курса — от 25 000 рублей
Аккаунт Лины @Lina_pro_yogu
«Я буквально прозрела и приняла решение, что не буду больше преподавать йогу, пока не стану настоящим мастером»
Как ты начала заниматься йогой
С йогой я познакомилась в 2006 году: купила диск и начала заниматься дома самостоятельно. Я ничего не понимала в отстройках асан, правильно ли я их выполняю, просто занималась как могла, не регулярно, но с удовольствием.
У меня почти сразу изменился настрой и внешний вид: я стала спокойнее, тело стало стройнее, улучшился сон. Мне очень нравилось само движение, я начала чувствовать своё тело. На коврике я успокаивалась и временно все проблемы отступали. До этого я никогда не занималась спортом по-настоящему: только в пятом классе увлекалась фехтованием, и на этом всё. А в школе у меня была вечная справка — освобождение от физкультуры.
И вот этот диск по йоге с разными занятиям вдохновил меня на практику. Скорее всего потому, что не нужно было надрываться, само занятие спокойное. Йога для меня стала озарением. Её смысл для меня — в обуздании своих мыслей и эмоций. Цель — через йогу достичь состояния холодного разума и горячего сердца. Жить, наслаждаясь жизнью, а не погружаться в страдания. Поэтому со временем йога превратилась для меня в образ жизни, философию и теперь — любимую профессию.
Как ты решила стать преподавателем йоги
Это был долгий путь. Я никак не решалась пойти на преподавателя, думала, что не достаточно к этому подготовлена. Но интерес к практике и обстоятельства, которые сложились, в итоге взяли верх.
Сначала я прошла свои первые курсы преподавания у нас в Уфе в Центре йоги и психологии «Гималаи», они относятся к Федерации йоги Республики Башкортостан. Знания там передают от мастера йоги из Индии по традиции от учителя к ученику (парампаре). Там не было такого детального разбора асан, погружения в анатомию и философию. Всё было поверхностно. Но это обучение стало хорошей почвой для тичерса в Академии Йоги. Поэтому я не жалею, что прошла его. Дело не в документах, а в знаниях, которые дают на курсах.
Через год я узнала про Академию Йоги от хорошей знакомой, которая занималась со мной в студии и уже поступила сюда. На тот момент она обучалась в Академии на третьем или четвёртом модуле. Она подробно рассказала мне, как проходит обучение, какие предметы есть, какие тесты сдают. Я поняла, что это то, что нужно для моей задачи — вырасти профессионально как преподаватель йоги. Она меня очень вдохновила на этот путь, и я решилась.
До Академии я уже некоторое время преподавала йогу и вела одну группу раз в неделю. Я хоть и получила сертификат о прохождении курсов преподавателей по йоге, но интуитивно понимала, что можно и нужно идти глубже и преподавать на качественно другом уровне. Мне не хватало знаний по отстройкам асан, понимания, кому можно их делать, а кому нельзя. Как можно упростить асаны, ведь многие практикующие не готовы выполнять полную форму той или иной позы.
По сути я просто показывала людям, что я умею. А объяснить и грамотно научить выполнять — не могла. И когда у меня спрашивали, а как мне освоить какую-то асану, я говорила: «Практикуй и всё придёт». Сейчас я могу в деталях объяснить голосом все нюансы отстройки, и это невероятно круто. Так что, если вы хотите узнать, насколько грамотный перед вами преподаватель, задавайте ему вопросы про выполнение асан. Настоящий мастер без запинок расскажет все точки отстройки, даже к вам не прикоснувшись.
Я тогда не знала, что можно предложить ученику упрощение и подобрать нужное подводящее упражнение, если он начального уровня или есть ограничения по здоровью. Но я по ощущениям понимала, что именно этой технической стороны мне не хватало. Однажды на эфире с Игорем Пантюшевым я услышала выражение «преподавательская подлость». Она очень точно описывает моё внутреннее состояние до обучения в Академии: страх, что я могу только показать, как сама делаю асану, но не умею объяснить, как её корректно отстроить ученику. Тогда я буквально прозрела и приняла твёрдое решение, что не буду больше никому преподавать йогу, пока не стану настоящим мастером. Мне казалось это правильным: я не имею права тренировать людей — вдруг я травмирую человека?
К счастью, карантин снова привёл меня в йогу и перевернул мой образ жизни, а так же позволил Академии Йоги запустить этот онлайн-курс подготовки преподавателей йоги высокого уровня. Ведь офлайн таких сильных курсов у нас в городе нет.
Расскажи про обучение на курсе
Особых сложностей не было, и я с удовольствием вспоминаю обучение. Главное — распределить своё время и следовать расписанию.
Наверное, самое вдохновляющее в обучении — поддержка куратора и одногруппниц. Наши созвоны, переписки в чатах, как мы поддерживали друг друга. Это дорогого стоит. Жизнь не останавливается, и случается всякое, но группа и наставник всегда готовы протянуть руку помощи. Мы были постоянно на связи, обсуждали отстройки, ошибки в асанах, смешили друг друга. Иногда наставник мог и поругать, но всегда по делу, и эта обратная связь очень важна для студента. Всегда было ощущение, что меня ведут за руку шаг за шагом, и мне было спокойно.
Программа очень понятная, логичная. Занятия на курсе у меня занимали не более двух часов в день. Я распределяла задачи на весь месяц и планомерно шла, каждый день смотрела лекции и выполняла задания. При этом на каждому модуле я выделяла себе неделю отдыха. Обучение очень гармонично вписалось в мою жизнь. Что-то конечно приходилось откладывать, но я даже успевала ездить в отпуск с семьей на 10 дней. И даже там я не переставала участвовать в стажировках и активностях.
Был страх, что обучение долгое, я не смогу продержаться весь период обучения, что-то не успею усвоить и не сдам экзамен. Но в процессе стало понятно: есть модули и сроки, всё чётко. Нужен был план: понятный путь, с понятными заданиями, и я по нему шла. Фокус внимания и чёткое расписание! С каждым модулем было всё интереснее и интереснее, в итоге я даже не заметила, как обучение подошло к концу. Ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь ни времени, ни сложностей.
Времени хватало на то, чтобы успеть усвоить всю информацию. И все труды и усилия, которые я вкладывала в обучение, помогли успешно сдать экзамен. И даже небольшие трудности не смущают — наоборот, подстёгивает тебя, как некий вызов. Например, методичка и свой проект.
Расскажи про личные победы
Я научилась организовывать себя, разобралась с асанами, начала увереннее вести занятие. Перестала сомневаться в себе и своих знаниях. Научилась вести йогу онлайн, а такого опыта у меня до этого никогда не было. Это важно понимать: ведение уроков онлайн — это отдельный особый навык, которому нужно обучаться у специальных мастеров. Научиться людей править голосом не касаясь, видеть на небольшом экране ошибки в отстройках асан — отдельное искусство. Большое счастье, что в Академии именно этому учат и очень сильно прокачивают!
Да, у меня случился момент усталости, но я была к нему готова, поэтому старалась всегда давать себе время для отдыха и перезагрузки. Я сделала всё, чтобы не бросить и получить диплом, это было для меня жизненно важно. Этот курс для меня — повышение квалификации на моей основной работе и главный источник дохода в моей жизни. И я дала слово мужу, что окончу этот курс и буду настоящим сертифицированным преподавателем. Это держало меня в тонусе.
Расскажи про преподавание и заработок
Уже на курсе я увеличила свой доход от преподавания йоги в два раза. А после обучения в Академии мои ученики начали давать обратную связь, что я стала по-другому вести практику: легче, проще, интереснее, увереннее, понятнее и заботливее. Это придало мне больше уверенности. Мои первые ученики — знакомые и подруги. Параллельно я получаю запросы из социальных сетей, которые начала вести ещё во время обучения: рассказывать про свой апгрейд в профессии. Без этого о тебе никто не узнает.
Сейчас мой доход от йоги — 25 000 рублей. Я веду детскую йогу для детей от 2,5 лет и до 7 лет — в частном детском саду (две группы). В студии — растяжки два раза в неделю, Хатху-йогу один раз в неделю для женского здоровья. Онлайн пока не веду, но планирую набирать группы с осени.
С детьми работать очень интересно. Помню, как год назад меня попросили позаниматься йогой с детьми, и я решила попробовать. Оказалось, что это очень увлекательно. Дети очень открытые и любознательные, они всё впитывают как губка. И, по моим наблюдениям, через познание своего тела, дети познают этот мир. Здорово, что можно с раннего возраста знакомить их с йогой. Я надеюсь, что в их сердцах останется что-то от наших занятий, им будет легче проживать взрослую жизнь. Планирую дальше развиваться в этом направлении, но это будет планомерно и без надрыва для себя и ущерба для моей семьи.
У меня самой двое детей. Я уделяю много времени их развитию, здоровью и обучению. Поэтому весь свой график работы по йоге я планирую с учётом своей мамской занятости. На данный момент меня устраивает такое вплетение йоги в мою жизнь. Я получаю удовольствие и от времени, проведенного с детьми, и от преподавания. Для меня важно быть в ресурсе и жить в балансе, чтобы делиться тем, что у меня есть. Это касается как семьи, так и работы.
Почему преподавателю йоги нужно учиться дальше
До курса я сильно сомневалась в себе, в своих навыках и знаниях. После курса я стала уверена в себе как в преподавателе. У меня есть не просто знания, а понимание, как с ними работать. Я уверенно могу назвать себя специалистом.
После курса Академии я научилась делать то, что действительно должен знать и уметь преподаватель йоги: продумывать заранее последовательность занятия, чётче давать инструкции по отстройкам, с пониманием, куда смотреть и что править. Перестала часто подходить к людям в зале и трогать их. Могу отстроить только голосом. В целом стало больше понимания, как подавать йогу. И, как следствие, начала смелее и увереннее вести свои занятия. Этого нельзя было бы достичь без постоянной практики проговаривания отстроек асан, чего на курсе дают сполна. Ещё пользуюсь методичкой по асанам!
Курс дал мне базовые фундаментальные навыки в отстройках асан. Если говорить более конкретно, то главный предмет курса — преподавательское мастерство — помогает мне всегда. Понимание, что и за чем следует в последовательности, понимание травмобезопасности, особенности адаптации асан для разных возрастов. Недавно меня просили провести мастер-класс по йоге для спортсменов: бегунов и роллеров. 1 июня я выступала на телевидении с мастер-классом по йоге для детей. А в сентябре попросили вести женскую йогу в студии растяжки. Без преподавательского мастерства мои знания были разрозненными и скудными, я бы не смогла быстро собрать качественные классы под эти запросы. Без этого фундамента невозможно называть себя преподавателем. На эту базу будут наращиваться другие знания.
Разница между двумя пройденными тичерсами — колоссальная
На моём первом курсе в Уфе давали много теории и рекомендаций, как, где и когда проводить занятия. Разбирали основные базовые асаны, их отстройки, показания и противопоказания. Дали несколько пранаям и шаткармы. Теория неплохая, но было крайне мало практики именно преподавания. Я заметила, что практику преподавания не дают нигде, кроме Академии. Т.е. на обычных курсах ты получаешь знания и теорию, а практики ведения занятий — нет. Удивительно.
На второй курс — в Академию — я пошла именно за практикой и преподавательским мастерством, ну и разобраться детальнее с асанами и отстройками. Мне понравилось, что в Академии позы распределены по группам и что мы сами писали себе методичку. Ещё мне хотелось погрузиться в анатомию и увидеть её влияние на тело — благо и такая возможность тоже была. Другими словами, внутреннего самозванца заменил настоящий мастер йоги и это самый главный мой результат и достижение.
Что бы ты посоветовала тем, кто уже преподает йогу
Я думаю, что всегда можно выстроить свою жизнь так, чтобы всё было экологично. И если есть огромное желание развиваться в профессии, я советую пойти и начать делать то, что вам интересно. А для этого всегда найдутся и силы, и время.
Думаю, что Академия как раз и даёт такую базу, основу основ для любого преподавателя йоги. Даже если вы только хотите им стать, даже если вы уже преподаете несколько лет — неважно. Главное, что нужно постоянно развиваться, прокачивать свои навыки, повышать насмотренность и делать это в кругу настоящих мастеров. Помимо базовых предметов на курсе есть дополнительные дисциплины и бонусные уроки, которые помогут повысить квалификацию преподавателю любого уровня.
Это тот случай, когда ты приходишь на курс за максимумом, а получаешь ещё больше. Очень рекомендую всем преподавателям получить универсальные знания в Академии.
Подробнее о курсе «Преподаватель Хатха-йоги»