Найти тему

Консультация в статье: Спор с застройщиком. Что можно потребовать и как это получить?

Все изображения взяты c https://ru.freepik.com.
Все изображения взяты c https://ru.freepik.com.

Время чтения - 5 мин.

Вступление

Цены на недвижимость стабильно растут год от года, но только цены, а не качество. К сожалению, Застройщик всегда ищет на чем сэкономить, чтобы положить себе в карман еще больше прибыли, и этот подход не может не отразится как на качестве квартиры, так и на сроках ее сдачи.

И вот когда вам наконец передали квартиру, вы думаете совсем не о том, как ее обставить, а о том, как наказать Застройщика. А что, если вы еще и акт приема-передачи квартиры уже подписали, а штукатурка предательски отвалилась только сейчас? Не беспокойтесь! Сейчас мы с вами обсудим, как взыскать убытки и неустойку с нерадивого Застройщика.

Здравствуйте! Меня зовут Михаил и я являюсь действующим судебным юристом в Санкт-Петербурге в области защиты прав потребителей, споров с недвижимым имуществом, а также наследственных спорах.

Сразу скажу, что я опишу только основные сценарии, с которыми я сталкиваюсь чаще всего в своей практике. Поэтому, если у вас останутся вопросы, то вы можете их задать, написав мне в моем сообществе в ВКонтакте «Все о праве» (https://vk.com/solomatinpravo) (Нажмите на кнопку «задать вопрос» или просто отправьте сообщение сообществу), или вы можете обратиться ко мне через один из мессенджеров (WhatsApp – 8 952 244 95 48, Telegram – @solomatinpravo).

Для удобства статья поделена на 3 раздела, поэтому листайте до нужного:

  1. Нарушение сроков передачи квартиры;
  2. обнаружение недостатков на этапе передачи квартиры от застройщика;
  3. обнаружение недостатков после передачи квартиры от застройщика.
  4. Нарушение сроков передачи квартиры

Здесь у нас может быть как классическая задержка сдачи квартиры, либо задержка в передаче квартиры в связи с исправлением недостатков квартиры. Бывают и такие ситуации, когда Застройщик просто избегает подписания акта приема-передачи, в котором вы отразили недостатки.

Что можно требовать от застройщика в таком случае?

За нарушение сроков сдачи квартиры для Застройщика предусмотрена специальная неустойка. Сама формула расчета неустойки выглядит так: Неустойка = Стоимость квартиры × Количество дней просрочки × 1/150 × Ключевая ставка ЦБ, действовавшая в день, когда вам должны были передать вашу квартиру.)

Пример: если цена квартиры 7 000 000 руб., кол-во дней просрочки 51 (с 22.08.2023 по 11.10.2023 г.), а ключевая ставка ЦБ 12%, то вам положена неустойка в размере 309 400 руб.

ВАЖНО! Если Застройщик задерживает срок передачи объекта, то он обычно высылает соответствующие уведомления. Наличие такого уведомления от застройщика не препятствует возможности взыскать с него неустойку за нарушение сроков передачи квартиры (Что бы он вам там не говорил. Молчание не знак согласия). А вот допсоглашение, которое вам обязательно постараются подсунуть, поможет избежать Застройщику ответственности.

Какие действия необходимо предпринять, чтобы застройщик выплатил вам эту неустойку?

  1. Составить Претензию (важно соблюсти ее форму, так как неправильное оформление Претензии может привести к ее недействительности) и направить ее в адрес Застройщика;
  2. Если ответ на претензию так и не поступил или он (ответ от застройщика) вас не удовлетворил, то в таком случае вам необходимо будет обратиться в суд.

ВАЖНО! Если так выйдет, что дело дойдет до суда с застройщиком, то к сумме неустойки прибавляется дополнительно потребительский штраф в размере 50%. Т. е. с Застройщика помимо 309 000 руб. дополнительно взыскивается еще 154 500 руб. за отказ добровольно удовлетворить ваши требования, изложенные в претензии.

Случай из практики:

С Застройщиком, после направления ему претензии, удалось согласовать устранение недостатков, а также небольшую компенсацию. Через месяц моего Клиента (пусть его зовут Игорь) пригласили на повторный осмотр квартиры. Претензии к качеству произведенного ремонта остались.

Так получилось, что ребенку Игоря одобрили место в местном детском саду и они с Женой очень не хотели терять это место. Сложность заключалась в том, что до назначения экспертизы судом в квартире ничего нельзя будет ремонтировать, изменять, а желательно еще и вообще не трогать. Посещать детский сад, ежедневно тратя на дорогу по 1,5-2 часа туда-обратно им было бы крайне неудобно.

Учитывая интересы Игоря и его семьи, мы решили, что судиться с застройщиком по качеству мы не будем. Он со своей Женой заселиться в квартиру и спокойно будет устранять оставшиеся недостатки своими силами, но мы взыщем с Застройщика неустойку, которая должна будет покрыть расходы на необходимые ремонтные работы.

На Претензию Застройщик второй раз уже не ответил, и мы подали Иск в суд. Суд удовлетворил требования о взыскании неустойки в размере 150 000 руб. и дополнительно присудил потребительский штраф в размере 50% от неустойки – еще 75 000 руб. Итого 225 000 руб.

  1. Обнаружение недостатков на этапе передачи квартиры от застройщика

Вы осмотрели квартиру и обнаружили недостатки. Возможно, вы даже привлекли экспертов, которые составили отдельное заключение (это необязательно, но для претензии и для суда подойдет, как доказательный материал.) Все эти недостатки вы указали при получении квартиры и дальше, как правило, возникает три ситуации:

А. застройщик все яростно отрицает. Здесь нет смысла с ним препираться. Нужно сразу действовать;

Б. просит составить заявление (не претензию, что очень важно) и направить по электронной или обычной почте. Я даже сталкивался с тем, чтобы это заявление направляли не Застройщику, а Подрядчику, который выполнял эту часть работы. У вас начинается бурная переписка, которая ни к чему не приводит, либо застройщик соглашается устранить недостатки (на самом деле он просто сделает косметический ремонт), либо предложит вам компенсацию (не соглашайтесь, эта сумма всегда сильно уменьшена, а потребовать больше можно только в исключительных случаях, так как по закону вы согласились с компенсаций именно в таком размере).;

В. Устно или письменно договорится с вами исправить недостатки и их не исправляет.

ВАЖНО! Застройщик пользуется тем, что вы не знаете своих прав. Он заинтересован в том, чтобы не нести свою ответственность, либо уменьшить свои издержки. Ни в коем случае ничего не подписывайте без предварительного прочтения, а если вы не уверены в том, что понимаете смысл подписываемого документа, то лучше направьте его на ознакомление юристу. И помните, договор вы заключали с Застройщиком, деньги вы платили ему, а значит и ответственность перед вами за квартиру несет именно он.

Что необходимо сделать?

a. Определится с тем, как вы хотите, чтобы Застройщик исправил недостатки – деньгами или работами. Мой совет: всегда выбирайте деньги, это самый простой и эффективный вариант. Если они один раз сделали плохо, то и следующий раз будет не лучше;

b. Написать Претензию и направить в адрес Застройщика (тому, с кем заключен ваш договор) по Почте России заказное письмо с описью вложения. Чек и опись необходимо будет сохранить. Именно Претензию, которая будет иметь форму и содержание, установленные законом, а не Заявление/Возражения и т. д. Обязательно укажите, что требования должны быть удовлетворены в течении 10-ти дней с момента, когда письмо будет находится в почтовом ящике или будет передано почтальоном на руки;

c. Если ответ вас не удовлетворит и ваши требования не будут исполнены, то смело пишите Иск в суд.

Что можно требовать от застройщика уже в суде?

Мы можем потребовать, чтобы недостатки были устранены силами Застройщика (по решению суда будут проблемы с Исполнение решения, так как деньги со счета Застройщика снять можно, а вот заставить его работать очень проблематично), потребовать возместить расходы на устранение недостатков, либо соразмерного уменьшения цены договора.

Если вы договорились с Застройщиком об устранении недостатков, но он эти недостатки либо не устранил, либо устранил плохо, то дополнительно вы можете потребовать от него еще и неустойку за каждый день просрочки в размере 3% от цены выполнения работы (стоимость работ необходимых для устранения недостатков определяется в экспертизе).

Дополнительно требуем назначить потребительский штраф в размере 50% от общей суммы наших требований, которые вы перечислили в Претензии, за отказ добровольно удовлетворить ваши требования.

Случай из практики:

Мой клиент приобрела квартиру на этапе застройки с ремонтом от Застройщика. Во время приемки квартиры были выявлены такие недостатки как кривой пол, а также неровные стены.

Клиентка (назовем ее Анна) с ее мужем хотели, чтобы Застройщик устранил недостатки своими силами. Застройщик предложил лишь произвести косметический ремонт и дополнительно выплатить 45 000 руб. в качестве компенсации.

Анна с Мужем от такого предложения отказались и сделали правильно, так как досудебная экспертиза оценила сумму ущерба в 516 000 руб., а экспертиза, проведенная судом, в 505 000 руб.

Суд наши требования удовлетворил и присудил взыскать с Застройщика в пользу Анны 505 000 руб. в виде убытков и 252 500 руб. в виде потребительского штрафа. Итого 757 000 руб.

  1. Обнаружение недостатков после передачи квартиры от застройщика

В данном случае это не только отвалившаяся штукатурка или треснувшая плитка, это может быть и прорыв трубы, и неработающая электрика, и неправильно работающая вентиляция, и т. д.

Нужно помнить, что у вас есть гарантия на квартиру (не менее 5-ти лет) и на технологическое и инженерное оборудование (не менее 3-ех лет), которое относится к ней (квартире), а не к общедомовому имуществу. Данная гарантия содержится в договоре, но если ее там нет, то она вам положена по закону.

Т. е. в пределах этих сроков вы можете требовать от застройщика устранить возникшие недостатки или те недостатки, которые уже были еще до момента передачи вам квартиры.

Что необходимо сделать?

a. Определится с тем, как вы хотите, чтобы Застройщик исправил недостатки – деньгами или работами. Мой совет: всегда выбирайте деньги, это самый простой и эффективный вариант. Если они один раз сделали плохо, то и следующий раз будет не лучше;

b. Написать Претензию и направить в адрес Застройщика (тому, с кем заключен ваш договор) по Почте России заказное письмо с описью вложения. Чек и опись необходимо будет сохранить;

c. Если ответ вас не удовлетворит и ваши требования не будут исполнены, то смело пишите Иск в суд

Что можно потребовать от Застройщика уже в суде?

Все тоже самое, что и в п. 2 «Обнаружение недостатков на этапе передачи квартиры от застройщика». Также прибавляем к тем требованиям что там указаны и требования о возмещении убытков за свое испорченное имущество.

Пример из практики:

У моего клиента на втором этаже на второй год после приема квартиры прорвало трубу. Пока он был загородом у него в квартире прорвало батарею (по результатам экспертизы выяснилось, что батарея была бракованная). Поскольку под ним было техническое помещение, то о затоплении своей квартиры он узнал только тогда, когда рабочие УК планово зашли в это техническое помещение и обнаружили залив (т. е. спустя 2-3 дня).

Мой клиент пытался с застройщиком уладить спор добровольно, но застройщик согласился только заменить батарею и выплатить 30 000 руб. Посчитав, что этого будет недостаточно мы провели экспертизу.

Экспертиза оценила причиненный ущерб в 657 700 руб. (это и испорченные двери, и мебель, и пол, и иное имущество, а также стоимость работ, которые необходимо будет произвести для устранения убытков, причиненных заливом помещения.)

Поскольку в зимний период проживать в помещении с прорванной батареей весьма затруднительно, то в период судебного разбирательства Клиент жил в арендованной квартире.

По итогам разбирательства удалось взыскать и сумму ущерба, и сумму расходов на проживание в арендованном имуществе, а также потребительский штрафом 50 % на общую сумму 1 136 550 руб.

ВЫВОДЫ:

Будьте всегда бдительны с Застройщиком. Внимательно следите за документами, которые вам дают на подпись. Не отчаивайтесь! Застройщика всегда можно наказать, если он действительно допустил нарушения.

Если при прочтении статьи у вас появились дополнительные вопросы или вы обнаружили, что ваши права были нарушены, но вы не знаете какие действия вам необходимо будет предпринять, то вы можете написать мне в моем сообществе в ВКонтакте «Все о праве» (Нажмите на кнопку «задать вопрос» или просто отправьте сообщение сообществу), или вы можете обратиться ко мне через один из мессенджеров (WhatsApp – 8 952 244 95 48, Telegram – @solomatinpravo).

На этом все. Подписывайтесь на сообщество, ставьте лайки, делайте репост, чтобы не потерять интересующую вас статью, и помните, со мной закон на вашей стороне!