В настоящее время всё чаще говорят о чрезмерно подвижных, неусидчивых детях и чуть ли не каждого называют гиперактивным. Сегодня термины "гиперактивный" и "дефицит внимания" так широко употребляются, что их начинают применять по делу и без дела. Давайте попробуем разобраться, что такое "гиперактивность" и дефицит внимания", а правильно это называют СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.
А кто они гиперактивные дети?
Ваш ребёнок большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры спокойным, но если его заинтересовать, то может и книжку почитать, и конструктором поиграть, и полепить, то не волнуйтесь - ваш малыш просто активный непоседа.
А если ваш ребёнок находится в постоянном движении и не может себя контролировать, и если даже устал, но всё равно продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет, капризничает. Он везде залезает, быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает, задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать. Ребёнок неуправляемый и не реагирует на запреты и ограничения, не выполняет поручений родителей. Ребёнок провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию - дерётся, кусается, толкается. Это признаки гиперактивности.
Для того, чтобы помочь малышу, надо знать причины.
Современные исследования позволяют говорить о том, что гиперактивность и невнимательность хоть зачастую наблюдаются вместе, на самом деле имеют различную природу и, соответственно, требуют различных подходов к коррекции.
Специалисты выделяют:
1. "Истинная гиперактивность", связанная с дефицитом активации головного мозга в системах норадреналина и дофамина.
В этом случае вы будете видеть у ребёнка утомляемость и самостимуляцию, которая будет проявляться в кручении, движениях, неугомонности. Если ребёнок не будет двигаться, то его мозг начнёт засыпать. Таким образом он себя стимулирует.
У ребёнка с таким синдромом возникнут трудности:
- проблемы с концентрацией внимания и восприятия в условиях шума;
- проблемы с поддержанием внимания (из-за истощаемости);
- низкий объём и устойчивость запоминания;
- нарушения моторики и координации;
- затруднены интегративные процессы (например, связь мышления и эмоциональной деятельности). "такие дети всё делают по очереди: либо двигаются. либо думают, либо чувствуют." (Семёнова О.А.)
Основной тип воздействия: стимулирующий.
2. "Псевдогиперактивность", связанная с чрезмерным возбуждением нервной системы (возможным дисбалансом вегетативной нервной системы) и нарушением в системе обмена ацетилхолина.
Основные проявления: низкая способность к расслаблению, возбудимость, резкие аффективные реакции (перепады настроения), тревожность.
Особенности мозговой деятельности:
- низкие пороги чувствительности,
- хваткая память,
-ускорение когнитивных процессов,
- импульсивность.
Основной тип воздействия: успокаивающий.
Коррекция гиперактивности:
Медикаментозная терапия в большей степени решает проблему гиперактивности, но имеет побочные эффекты. Кроме того, с возрастом гиперактивность снижается или исчезает совсем.
Основные моменты помощи при "истинной" гиперактивности, когда мозгу не хватает систем активации и воздействие должно быть стимулирующим, а не успокаивающим:
1. Регуляция режима нагрузки:
разбивка длинного занятия на более короткие части, переключение с одного занятия на другое.
2. Возможность сенсорной стимуляции:
- сидеть во время занятия на фит-диске (плоская подушка, наполненная жидкостью, которая заставляет корректировать свою позу, двигаться);
- разрешить ребёнку передвигаться по комнате во время выполнения заданий.
- проводить лёгкий массаж в перерывах,
- проводить чаще физкультминутки.
Адекватная стимуляция включает:
- вестибулярные ощущения (фит-диск на сиденье стула, балансиры),
-зрительная стимуляция (использование мягких стимулирующих цветов, таких, как жёлтый и оранжевый),
- обонятельная стимуляция ( использование приятных запахов),
- тактильные ощущения (массаж с помощью постукиваний),
- слуховые ощущения (некоторым помогает музыка).
3. Поведенческая терапия, направленная на осознание того, что происходит с ребёнком (для детей школьного возраста).
4. Занятия спортом с аэробной нагрузкой как способ улучшить мозговое кровообращение, усилить выработку дофамина и повысить контроль над движениями тела.
Помощь ребёнку с "псевдогиперактивностью" (тому, у кого чрезмерная возбудимость нервной системы):
1. Следует придерживаться "позитивной модели" в общении с такими детьми: обязательно хвалите за выполнение заданий, требующих проявление внимания, акцентируйте его успехи.
2. В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны и предъявления повышенных требований, которых он не может выполнить, с другой.
3. Необходимо избегать переутомления ребёнка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует с ребёнком ходить в места массового скопления - рынки, гипермаркеты, шумные компании.
4. Гиперактивному ребёнку как воздух необходим строгий режим дня. осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство.
5. Каждый раз ребёнку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.