Найти тему

13 игр для детей с ЗПР 5-7 лет + Бонус педагогам

Оглавление

Возраст 6–7 лет характеризуется как период значительных изменений в организме ребенка и представляет собой важный этап его физического и умственного развития.

В этот период происходит активное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Одной из ключевых характеристик данного возраста является развитие психических процессов у ребенка, включая внимание, мышление, воображение, память и речь.

Дети с задержкой в психическом развитии требуют поддержки и направления взрослых, таких как педагоги и родители.

В 6-7 лет дети увлекаются сюжетными, настольными и коллективными играми. Родители должны поощрять любознательность, фантазию и инициативу. Развивающие игры в этом возрасте способствуют формированию навыков, полезных для школьного обучения, включая внимание, память и мышление.

Предлагаемые игры помогут детям учиться рассуждать, обобщать, сравнивать и делать независимые выводы по различным, даже если пока банальным, вопросам. Овладев этими навыками, дети разовьют способность к самостоятельному мышлению.

Запомни картинки

Цель: Развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: Пять картинок, изображающих знакомые предметы: стул, кукла, яблоко, кастрюля и тарелка.

Описание задания: Ребенок должен внимательно рассмотреть пять картинок и запомнить, что на каждой из них изображено. Затем картинки переворачиваются. Воспитатель выбирает одну из перевернутых картинок, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, который на ней изображен.

Найди лишнее слово

Цель: Развитие способности различать отличия между словами в сериях.

В этой игре составьте серии слов, в каждой из которых одно слово будет отличаться от других по какому-то признаку. Предложите ребенку определить это "лишнее" слово. В серии может быть от трех до пяти слов, в зависимости от возможностей ребенка.

Пример серии: храбрый - смелый - злой - отважный. Ребенок должен найти слово "злой" как "лишнее" из-за его отрицательной эмоциональной окраски.

Бывает — не бывает

Цель: Развитие логического мышления и понимания ситуаций.

В этой игре бросьте ребенку мяч, одновременно называя какую-нибудь ситуацию. Ребенок должен поймать мяч, если указанная ситуация возможна, и отбить его, если такая ситуация в принципе невозможна. Например: "Кошка хочет пить" - ребенок поймает мяч, так как это возможная ситуация. "Самолет идет по земле" - ребенок должен отбить мяч, так как это невозможная ситуация.

У оленя дом большой

Цель: Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания: Ребенок знакомится с игрой, при которой воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями:

  • "У оленя дом большой": Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.
  • "Он глядит в свое окошко": Руки перед лицом изображают окно.
  • "Заяц по лесу бежит": Движение руками, как при беге.
  • "В дверь к нему стучит": Кулачком имитируют стук в дверь.
  • "Стук-стук": Дверь открой!
  • "Там в лесу охотник злой": Большим пальцем через плечо, показывая, что сзади охотник.
  • "Заяц, заяц, забегай": Вытягивают руки вперед.

Игра повторяется 3-4 раза в медленном темпе.

Угадай по описанию

Цель: Развитие логического мышления и способности понимать описание предметов.

В этой игре взрослый дает описание некоторого предмета, а затем просит ребенка угадать, о чем он говорил. Ребенок может гадать о чем угодно - об овощах, игрушках, животных. Если ребенок колеблется с ответом, можно предоставить ему подсказки в виде картинок.

Кто кем будет

Цель: Развитие логического мышления и креативности.

В этой игре ведущий описывает (или показывает) разные явления и предметы, а ребенок должен ответить на вопрос, как они могут измениться или превратиться. Например, "желудь, гусеница, яйцо" - ребенок может ответить, что желудь станет деревом, гусеница - бабочкой, а яйцо - цыпленком. Вопросы могут иметь несколько верных ответов, что способствует развитию креативности.

-2

Каскад слов

Цель: Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания: Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинают с одного слова, затем переходят к двум и так далее. Ребенок должен повторить слова в той же последовательности. Примеры:

  1. огонь;
  2. дом, молоко;
  3. конь, гриб, игла;
  4. петух, солнце, асфальт, тетрадь;
  5. крыша, пень, вода, свеча, школа;

И так далее. Если ребенок не справляется, ряд слов повторяется еще 2-3 раза.

Что изменилось?

Цель: Обучение навыкам запоминания образа и ситуации.

Дидактический материал: Две картинки, изображающие одну и ту же ванную комнату, но с переставленными предметами.

Описание задания: Ребенку предлагается рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем ему показывается вторая картинка, на которой предметы переставлены и находятся в другом порядке. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местоположение.

📌 Скачать бесплатно Методические указания по развитию памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР

Общие слова

Цель: Развитие лексических навыков и ассоциативного мышления.

В этой игре взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше общих слов, относящихся к определенной теме или понятию. Например, тема "животные" может включать слова, связанные с кустарниками, деревьями и цветами. Это способствует развитию лексических навыков и ассоциативного мышления ребенка.

Стирай!

Цель: Развитие внимания и координации.

В этой игре ребенок рисует мелом на доске или карандашом на бумаге "рожицу". Затем взрослый завязывает ему глаза, и ребенок должен стирать некоторые части "рожицы" в соответствии с указаниями ведущего, и в той же последовательности, например, сначала глаз, затем подбородок и так далее.

Спрячь игрушки

Цель: Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: Три игрушки.

Описание задания: Воспитатель просит ребенка спрятать три игрушки и обещает, что на следующий день он должен будет вспомнить, где они спрятаны и найти их.

Запомни и покажи

Цель: Развитие преднамеренного запоминания и долговременной памяти.

Дидактический материал: Таблица с изображениями фигур.

Описание задания: Ребенку показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой, при закрытой первой таблице.

Рассмотри внимательно

Цель: Развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: Любая сюжетная картинка.

Описание задания: Воспитатель показывает ребенку сюжетную картинку и просит его внимательно рассмотреть ее, запомнить как можно больше деталей. Затем картинка закрывается, и ребенку задают вопросы, например, о количестве елочек или о том, кто катался с горки. Ребенок должен ответить на все вопросы.

Мы собрали для Вас коллекцию игр, которая поможет в работе с детьми👇🏼

📌 Скачать бесплатно 44 упражнения по коррекции и развитию внимания, памяти и восприятия

Совершенствуя помощь детям с особенностями развития, дефектологи играют важную роль в их будущем. Поддерживая учебные и социальные навыки, дефектологи формируют основу для успешной адаптации детей в обществе.

Поэтому повышение квалификации для дефектологов становится неотъемлемой частью профессионального роста. Единые Всероссийский Институт Дополнительного Профессионального Образования предлагает 66 курсов по дефектологии.

После онлайн-обучения выдаем удостоверение:

-3