"И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело." (1-е Кор. 15: 37-38).
Как известно, для того, чтобы христианину спастись, войти в Царство Небесное, нужно избавиться от пороков и облечься в добродетели. "И не войдёт в него (в Новый Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни." (Откр. 21: 27). Почему бывает так, что от пороков избавиться трудно и приобрести добродетели, бывает, нелегко. Ответ в следующей притче.
Христианские притчи. Наклонности
"Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нём?».
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.
Ученики возблагодарили авву за поучение и удалились в размышлении."
Доброе семя и плевелы, или же больное семя, как приводится в притче - это добродетели и пороки. Чтобы возрастить доброе семя, нужно потрудиться. Семя нужно посадить в землю, поливать, полоть. Если его оставить на солнце, оно пропадёт, не даст плода. Грехи, же пороки - плевелы нужно открывать Богу, священнику на Исповеди, чтобы они будучи обличены, сгорали как при свете Солнца и не губили душу. "Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос»." (Еф. 5: 13-14). Апостол Павел говорит: "И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова." (2-е Кор. 12: 10). И ещё Апостол называл себя первым грешником: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый." (1-е Тим. 1: 15).
А добродетели нужно скрывать от людей, ведь они могут вызвать у кого-то зависть, тщеславие у человека, кто хвалиться добродетелями, похвала, лесть людей может привести к гордости, невидимые враги могут позавидовать и обокрасть. Всячески нужно избегать хвалиться чем-либо перед людьми, потому что то, чем похвалились, может быть похищено врагом. Вот пример царя Езекии. "В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский, прислал к Езекии письмо и дары, ибо слышал, что он был болен и выздоровел. И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и все, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своём и во всем владении своём. И пришёл пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона. И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели все, что есть в доме моем; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь." (Исаия 39: 1-6).
Не стоит тщеславиться и хвалиться добродетелями и добрыми делами перед людьми. И даже в мыслях не нужно думать о своих добродетелях и гордиться ими, ведь враг может позавидовать вам и обокрасть, или льстить и ввести в гордость и тщеславие. Как говорит Господь: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Мф. 6: 1-4).
А вот о грехах своих подумать стоит. Ведь некоторые люди живут в самообольщении, видят в себе добродетели, может быть мнимые, хваляться ими, а грехов не видят, или оправдывают себя в грехах. "Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?" (Мф. 6: 23). Значит они пребывают во тьме, далеки от Бога, не хотят выходить на свет. А стоит задумать о своей жизни, о своих грехах, о покаянии в них. Тогда Господь, видя ваше понуждение, пойдёт вам навстречу и может показать вам, в чём вы не правы. Кто близок к Богу, видит свои грехи. Господь говорит: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся." (Откр. 3: 19). Пророк Давид говорит: "настигли меня беззакония мои – и не смог я смотреть; умножились они более, чем волос на голове моей, и сердце моё оставило меня." (Псалом 39: 12).
Нужно стремиться к покаянию, к исповеданию грехов, а добродетели, добрые дела хранить в тайне, чтобы плевелы, или больное семя сгорело, а доброе проросло и дало плод. Поэтому смирение и кротость очень важны для спасения. Не нужно тщеславиться, гордиться перед людьми и не только перед людьми, но и перед собой, ведь невидимые враги могут слышать. А добрые дела и добродетели лучше скрывать, о себе говорить смиренно, или вообще не говорить, чтобы не было ложного смирения. И мыслить о себе нужно смиренно, не думая о своих добродетелях, ведь все добродетели от Бога - это дар Божий, действие благодати Божией, лучше сокрушаться о своих грехах, каяться в них, стремиться исправиться и делать добро.
"Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?" (1-е Кор. 4: 7).
Источники: https://wisdomlib.ru/, https://bible.by/, https://www.molitvoslov.com/.