Найти в Дзене
Formosa Historia

Бенвенуто Челлини: буйный сын неспокойного века

В ряду выдающихся итальянских художников-универсалов Возрождения на особом месте стоит фигура Бенвенуто Челлини. Подобно многим своим гениальным современникам, он пробовал свои силы во всех видах творчества: в ювелирном деле, резьбе, чеканке и скульптуре, литературе и поэзии, игре на флейте и корнете, преуспел он также и в артиллерийском искусстве, к которому, по его признанию, был даже «более склонен», чем к ювелирному. И везде добивался успеха, но нельзя сказать, что он был знаменитостью первой величины… Так уж получилось, что не творческие успехи Челлини обеспечили его немеркнущей славой, а наоборот, его страстная натура и чрезвычайно богатая приключениями жизнь, талантливо описанная в автобиографии, уже больше четырех столетий подогревает интерес и к творческому наследию Бенвенуто. Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье небогатого мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини (сына каменщика) и Марии Лизабетты Гриначчи. Бенвенуто был вторым и

Дмитрий Гук
Дмитрий Гук

В ряду выдающихся итальянских художников-универсалов Возрождения на особом месте стоит фигура Бенвенуто Челлини. Подобно многим своим гениальным современникам, он пробовал свои силы во всех видах творчества: в ювелирном деле, резьбе, чеканке и скульптуре, литературе и поэзии, игре на флейте и корнете, преуспел он также и в артиллерийском искусстве, к которому, по его признанию, был даже «более склонен», чем к ювелирному. И везде добивался успеха, но нельзя сказать, что он был знаменитостью первой величины… Так уж получилось, что не творческие успехи Челлини обеспечили его немеркнущей славой, а наоборот, его страстная натура и чрезвычайно богатая приключениями жизнь, талантливо описанная в автобиографии, уже больше четырех столетий подогревает интерес и к творческому наследию Бенвенуто.

Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье небогатого мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини (сына каменщика) и Марии Лизабетты Гриначчи. Бенвенуто был вторым и довольно поздним ребёнком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.

К большому сожалению всех, кого впечатлила автобиография знаменитого флорентийца, из его обширного ювелирного наследия до наших дней сохранились единичные произведения, да и те по чистой случайности. Золото — вот в чем причина того, что большая часть ювелирных изделий работы Челлини не сохранилась до наших дней, их попросту переплавили на слитки и монеты еще при его жизни. Стоит ли говорить, что XVI век в Италии оказался временем неспокойным: возникали и исчезали республики, заключались и нарушались союзы, Ватикан делил области влияния с французской короной и императорами Священной империи, армии по нескольку раз прошлись по всем итальянским городам, даже «Вечный город» - Рим был разграблен, впервые со времен античности!

В итоге век ювелирных изделий оказался короток, заняться художественной оценкой захваченных ценностей было некому, да и, в общем-то, незачем, а потому потрясающие фибулы, перстни, броши и прочие драгоценности просто отправлялись на переплавку, чтобы стать частью выплат проигравшего победителю. Даже чудом дошедшая до нас солонка Франциска I еще при жизни Челлини дважды была внесена в реестр ценностей, предназначенных на переплавку в ходе «Религиозных войн».

Персей с головой Горгоны.
Персей с головой Горгоны.

Но если ювелирное наследие Челлини так плохо сохранилось, а судя по дошедшим до нас статуям (например, Персей с головой Горгоны и мраморное распятие в испанском Эскориале) скульптурное мастерство его не могло соперничать с работами его учителя Микеланджело, то что же сделало его столь популярным, а его автобиографию — одной из самых читаемых книг своего времени?

Это определенно не «историзм» — Челлини сам в предисловии сообщает, что да, время моей жизни пришлось на очень интересный и неспокойный период истории Италии, но моя книга - это книга обо мне, а не об Италии. И действительно, в автобиографии вы не найдете ни пространных рассуждений о союзах политиков и причинах войн, ни жизнеописаний выдающихся современников автора. Его автобиография повествует исключительно о нем и о том, что он видел и пережил сам. И это очень и очень интересно!

На самом деле, Бенвенуто Челлини был ювелиром по профессии, но кондотьером по призванию — его жизнь можно читать как детективный роман с преступлениями, погонями, итальянской «вендеттой», побегами из тюрем и сражениями! Да-да, придворный ювелир Папы римского и глава монетного двора Франциска I в чем только не успел поучаствовать!

Марморное распятие.
Марморное распятие.

Читателей «Жизнеописания» прежде всего поражает могучая, волевая и целеустремленная натура автора. Со страниц автобиографии, которую художник под старость, сидя за работой в мастерской, диктовал хворому четырнадцатилетнему мальчику, сыну соседа, встает резко очерченный и мощный характер. Но в этом самобытном характере бессознательно воплотились нравы века и народная жизнь. Поэтому образ Челлини, вобрав в себя, как в фокус, черты целой эпохи, покоряет и убеждает как совершенный художественный образ — ну что же, перечислю самое яркое.

Как только Челлини поступил в ученики к флорентийскому ювелиру Брандини, то сразу начал проявлять свой горячий нрав — дрался с другими учениками, отстаивая свою правоту в споре в основном при помощи кулаков, а не аргументов. За такое поведение его даже изгоняли из города по решению суда: первый раз временно (в 1516 году) и второй раз уже надолго, в 1523. Казалось, что этот плачевный опыт вразумит молодого ювелира, а год скитаний по Италии смирит его гордость. В 1524 году он получает работу в Риме и благодаря своим искусно выполненным изящным ювелирным изделиям и виртуозной игре на музыкальных инструментах сближается с верхушкой Ватикана, "коллекционировавшей" одаренных людей... Самое время начать вести размеренный образ жизни и посвятить всего себя творчеству. Но не тут то было!

В 1527 году Челлини с мечом в руках принимает участие в обороне Рима от имперских наемников, а затем в числе немногих храбрецов героически обороняет замок Святого ангела, в котором укрылись от нападающих Папа и курия. Приукрасил Бенвенуто свою роль в обороне или нет (скорее всего, немного приукрасил), но, по его словам, он меткими выстрелами уложил нескольких знатных офицеров, что в итоге и позволило удержать оборону! Этот эпизод красочно описан в автобиографии Челлини, так что не поленитесь прочитать её! Там еще много захватывающих моментов.

Современное состояние замка Святого Ангела в Риме.
Современное состояние замка Святого Ангела в Риме.

По иронии судьбы, вскоре (после очередной драки с летальным исходом) Челлини был заточен в подземельях того самого замка Святого ангела, который буквально только что так героически оборонял! Но и тут Бенвенуто сумел выйти сухим из воды: он оказался единственным заключенным в истории замка, которому удалось не только взломать замок камеры, но и сбежать из замка по подземным галереям!

Затем Челлини наконец-то сумел вернуться в родную Флоренцию, где решил начать новую жизнь. После разграбления Рима беглый ювелир уже не мог рассчитывать на богатые заказы в этом городе. Но как только он приехал в родную Флоренцию, то понял, что попал из огня да в полымя — эпидемия чумы пришла в неё вслед за войсками Бурбонов. Из всей семьи у Бенвенуто выжили только младший брат и сестра, но вскоре в семью опять пришла беда. Брат Бенвенуто, прославившийся как храбрый солдат на полях сражений, пал жертвой выстрела из аркебузы в случайной стычке с бандой и скончался на руках нашего героя.

Мстя за смерть брата, в 1531 году Бенвенуто убил стрелка, который оказался золотых дел мастером, добывавшим золото не совсем законным путем, а затем ранил и нотариуса, который принес ордер на арест Челлини. Пришлось спасаться бегством, и Челлини уехал в Неаполь. Но и в Неаполе спокойной жизни не получилось: уже в 1534 году Челлини в драке заколол коллегу-ювелира за то, что он крайне нелестно отозвался о даровании Бенвенуто и его «бездарных работах». Снова побег от закона и снова скитания по Италии. Спасение пришло откуда не ждали — Челлини получил приглашение на работу в монетный двор французского короля Франциска I.

Солонка Франциска I, сейчас экспонируется в Вене.
Солонка Франциска I, сейчас экспонируется в Вене.

Именно здесь мастер изготовил единственное точно атрибутированное из дошедших до нас ювелирное произведение - ту самую солонку. Остальные довольно многочисленные изделия (кольца, ожерелья, камеи, медальоны, фермуары, а также подсвечники и вазы), хранящиеся в европейских музеях, приписываются Челлини без достаточных на то оснований.

Зато время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора: бронзового «Персея» и две замечательные модели к нему (находятся во Флоренции), мраморное «Распятие» (в Эскуриале), бюсты Бандо Альтовити (в Бостоне), Козимо I (находится во Флоренции), а также «Нимфу Фонтенбло» (Лувр), «Борзую» (Флоренция) и некоторые другие работы.

В этот раз Челлини сумел продержаться в рамках закона довольно долго, аж до 1556 года — то ли сказалось изрядное жалование, которое платил ему король, то ли переезд обратно во Флоренцию, где Козимо Медичи амнистировал Челлини при условии исполнения заказов семьи по сниженным расценкам… Но 1556 год расставил все по местам: Челлини снова нарушил закон — совершил очередное убийство, но на этот раз не сумел сбежать. Стража подготовилась и без извещений и лишних проволочек арестовала его и поместила в тюрьму.

Чуть позже меру пресечения сменили с каземата на домашний арест, но здоровье Бенвенуто уже успело изрядно пострадать. Начиная с 1557 года он почти не покидает мастерскую, где работает главным образом над чеканкой медалей (которых в отличие от ювелирных изделий сохранилось довольно много) и диктует сыну соседа свое знаменитое жизнеописание.

В отличие от многих своих современников, Бенвенуто Челлини не обладал широким гуманистическим образованием. Он не только не знал ни греческого, ни латыни, но плохо ладил даже с родным итальянским языком (с его грамматикой). Меньше всего это человек книжной культуры. По своему происхождению и жизненному опыту он ближе стоял к простому народу, за это народ его любил и готов был впоследствии приписывать авторство Челлини любому безымянному ювелирному шедевру. Его автобиография написана живым, «уличным» языком (хотя местами он и пытается умничать, подражая высоко ученым писателям и философам, но надолго его не хватает).

Типичная портретная медаль Челлини, изображающая его покровителя папу Климента VII.
Типичная портретная медаль Челлини, изображающая его покровителя папу Климента VII.

Скульптор, ювелир, воин и преступник, да что там говорить, он даже монахом успел побывать! — противоречивый герой своего противоречивого времени. Под старость он слегка остепенился, даже женился и успел завести пятерых детей. Скончался 13 февраля 1571 года в почтенном возрасте 70 лет (что при его образе жизни можно считать удивительным) в родной Флоренции. Был похоронен с большими почестями (это убийца- то!) в Церкви Благовещения, сограждане простили ему все преступления и заказали пышную мраморную гробницу лучшим мастерам города.

Пересказать жизнь Бенвенуто очень сложно, она слишком насыщенна и богата на приключения, так что могу только посоветовать вам прочитать его собственную автобиографию (в России вышла в отличном переводе М. Лозинского), только так вы сможете понять, за что его любили и ненавидели попеременно политические деятели Италии XVI века. Вы также можете ознакомиться с художественно-документальной версией его жизни в известном итальянском фильме «Челлини. Преступная жизнь».

-7