Найти в Дзене
DL24 | История авто

Ограничители дверей и «запланированное устаревание»

Сегодня будет небольшой пост на тему такого явления, как "запрограммированное устаревание" (оно же - "запланированное", "плановое" и так далее). А точнее - речь пойдёт об одном, очень конкретном и близком к жизни, его примере - ограничителях дверей автомобиля.

Обычно об этой теме начинают вспоминать, когда хотят пожаловаться на то, что современные автомобили сделаны не так хорошо, как делали раньше. И, надо сказать, применительно к основным агрегатам это не особо работает - производитель может быть и рад бы сделать так, чтобы тот же двигатель ломался и требовал замены как можно быстрее, но на практике сдерживающим фактором здесь выступают конкуренты. Дело в том, что модель, получившая славу слишком уж ненадёжной на общем фоне, начинает резко проседать в цене на вторичном рынке - что вызывает у потенциального первого владельца справедливые сомнения в выгодности подобной покупки. А если речь идёт о каких-то узлах, критичных для безопасности, вроде тормозной системы - то можно и вовсе навлечь на себя гнев всевозможных структур, радеющих за безопасность дорожного движения, и тогда "потери лица" совсем уж не избежать.

В общем - реальность такова, что усреднённый ресурс основных агрегатов на современных автомобилях как минимум в полтора-два раза выше, чем у выпущенных в 1960-х - 1970-х годах - а у тех ещё примерно во столько же раз выше, чем у произведённых за 30-40 лет до этого. Хотя, конечно же, существует (и во все времена существовал) определённый разброс по этому параметру в зависимости от производителя и иных факторов - например, конструкции, находящиеся на переднем крае техники своего времени, редко могут соперничать по долговечности с традиционными, уже полностью отработанными в проектировании и производстве. В чём современные авто действительно частенько сильно уступают старым - так это в ремонтопригодности... но это как говорится уже совсем другая история.

Однако это не значит, что рассматриваемого явления вообще не существует: просто производители действуют более хитро и как следует "оттягиваются" на том, что не привлекает такого серьёзного внимания, но всё же вполне способно мотивировать "типичного первого владельца" поскорее избавиться от автомобиля (не нужно забывать, что именно на эту категорию направлен весь автомобильный маркетинг - покупатели подержанных автомобилей клиентами для фирмы-производителя и её дилеров попросту не являются).

Вообще говоря, в течение многих десятилетий эту роль успешно выполнял дизайн: например, американцы очень долго намеренно делали автомобили с "заострённым", ярким и характерным дизайном, но при этом сразу же закладывали в их внешность "бомбы замедленного действия": вычурные, нарочито подчёркнутые элементы, которые сегодня смотрятся уместно, но уже через пару лет почти гарантированно выйдут из моды, создавая у озабоченного своим имиджем владельца жгучее желание сменить машину на новую намного раньше, чем она износится физически:

Однако после того, как начиная с середины 1980-х - 1990-х годов резко возросла роль аэродинамики кузова, делать так стало всё сложнее - обтекаемые "обмылки" все похожи друг на друга, как ни крути. К тому же, ввиду общего увеличения долговечности автомобилей типичный первый владелец в развитых странах теперь рассчитывает провладеть отдельно взятой машиной уже не 2-3 года, а 5 лет и даже более, и скорее заинтересован в более спокойном, относительно медленно устаревающем дизайне. Массовые модели с избыточно ярким и вызывающим дизайном начиная с 1990-х годов частенько проваливались на рынке - и во многом именно потому, что их потенциальные владельцы опасались сложностей с последующей продажей такой созданной под сиюминутные тренды и из-за этого склонной к быстрому внешнему устареванию машины:

Хотя показанный здесь Pontiac Aztec сам по себе далеко не красавец, конечно же. Да и обоснованные опасения относительно судьбы самого бренда Pontiac тоже сыграли свою роль.
Хотя показанный здесь Pontiac Aztec сам по себе далеко не красавец, конечно же. Да и обоснованные опасения относительно судьбы самого бренда Pontiac тоже сыграли свою роль.

Поэтому внимание производителей постепенно переключилось на более приземлённые вещи - узлы и детали, износ которых не выводит машину из строя, но заметно портит жизнь владельцу, в сумме создавая общее впечатление "ушатанного" автомобиля, от которого лучше бы поскорее избавиться. Один из таких узлов - это ограничители открывания дверей... думаю, что проблема с их износом достаточно общеизвестна и каждый так или иначе сталкивался с ней.

-3

На этом фото можно увидеть то, как выглядит их типичная реализация на современном автомобиле: пластиковая деталь, трущаяся о другой кусок пластика - спрятанный внутри двери фиксатор с двумя подпружиненными (а то и просто подпёртыми парой кусочков резины, которая со временем теряет эластичность) сухарями. Всё это как будто специально (а я бы пошёл дальше и сказал бы - и правда специально) спроектировано для того, чтобы уже после нескольких лет активной регулярной эксплуатации сточиться и перестать нормально выполнять свою функцию, т.е. чётко фиксировать дверь в открытом положении (сегодня как правило речь идёт о двух-трёх положениях):

Фото: https://www.drive2.ru/l/6456207/
Фото: https://www.drive2.ru/l/6456207/

Заметный износ этого узла появляется на не таких уж старых и убитых машинах - достаточно посмотреть, сколько контор занимается восстановлением фиксаторов или предлагает ремкомплекты для их самостоятельного ремонта. Спрос рождает предложение. Смазывание не особо помогает, а часто и ухудшает ситуацию, так как на ограничитель налипает песок и пыль, а для пластика это абразив. Даже если для сухарей и использовано что-то антифрикционное, вроде фторопласта - долго в таких условиях они не прослужат. А часто это просто обычный недорогой инженерный пластик вроде ABS.

И нет - я не буду вам "впаривать" какой-то чудодейственный способ ремонта этого мертворождённого инженерного кадавра, а просто скажу, что уже в 1960-е годы существовали абсолютно надёжные ограничители дверей, которые ходят без какого-либо ремонта сотни тысяч километров пробега, плавно и практически бесшумно работают и при этом обеспечивают очень чёткую фиксацию двери в нескольких положениях:

-5

На этой картинке - нижняя петля водительской двери Chevrolet Caprice выпуска 1987 года (а сама модель в этом кузове появилась намного раньше), и, надеюсь, суть устройства встроенного в неё ограничителя вполне понятна и без пространного описания. Он очень прост, как и всё гениальное - свободно вращающийся ролик на оси и взаимодействующая с ним подпружиненная фигурная гребёнка с вырезами. Причём на обе детали пошёл какой-то злой железий, который до сих пор, спустя 35 лет, кто его знает сколько сотен тысяч пробега (вообще говоря неплохо так потрепавших эту машину), при почти гарантированном пренебрежении смазыванием, так и не сточился в достаточной степени для того, чтобы это хоть как-то повлияло на работу механизма - разве что чуточку громыхает, потому что, опять же, не смазанный:

Но главный "секретом" (разумеется, полишинелевым) здесь является то, что благодаря наличию ролика работа данного механизма в основном обеспечивается за счёт трения качения - ролик просто перекатывается по поверхности гребёнки с минимальным сопротивлением. То есть, помимо более износостойких материалов, в конструкции изначально использован намного более удачный принцип работы.

Замена всего этого хозяйства также не вызывает каких-либо существенных затруднений - ролик поставляется с ремкомплектом петли, его ось просто запрессована, а гребёнка сидит на подвижной заклёпке, которая выбивается либо высверливается и заменяется на новую. Т.е. полностью соблюдена типичная для старой техники философия обеспечения ремонтопригодности за счёт замены мелких изнашивающихся деталей, а не всего узла в сборе. Даже разбирать саму дверь для этого нет нужды, все крепления наружные. Но делать это вряд ли приходилось до самого списания машины, потому что по ощущениям механизм ограничителя проходит ещё как минимум столько же. Ни одной машины с убитыми ограничителями этого типа мне ещё не попадалось - а они, вообще говоря, довольно типичны для американской техники тех лет.

А вот это - более ранний вариант той же конструкции, использованный на нижней петле передней двери "Кадиллака" 1961 года выпуска, и сама петля в снятом виде, чтобы стало понятно, что речь идёт по сути о том же самом принципе работы (извините, лучше ракурса не нашёл, а снимать со своей машины дверь как-то не очень хочется):

-6
Это по сути вид "изнутри", чтобы совместить с картинкой выше - мысленно переверните её.
Это по сути вид "изнутри", чтобы совместить с картинкой выше - мысленно переверните её.

Оба варианта обеспечивают два чётко фиксируемых положения открывания двери - и при необходимости нет никакой проблемы добавить ещё и третье (хотя оно и так есть даже не у всех современных машин).

-8

А вот это - очень простой по конструкции ограничитель задней двери "Форда" 1970 года, также встроенный прямо в саму дверную петлю. Он работает как "трещётка" - пружинящая скобка в виде перевёрнутой буквы J "пересчитывает" зубчики на звёздочке фиксатора. Более примитивный, но тоже вполне работающий вариант, позволяющий зафиксировать дверь в одном из примерно десятка положений - пусть и не столь жёстко, как в случае показанных выше джи-эмовских.

-9

Но самое, пожалуй, интересное - это то, что та же по принципу работы конструкция до сих пор применяется на джи-эмовских "траках" - Sierra, Suburban, Tahoe и так далее (то есть - там, где владельцы на самом деле ценят долговечность). Так что нельзя даже сказать, что его нельзя применять на современных автомобилях по хоть каким-то соображениям, кроме упрощения, удешевления и делания всего одноразовым. Вообще, деградация конструкции петель дверей, капота и багажника, а также и прочей кузовной фурнитуры, с 1950-х годов по наш дни - это отдельная, и довольно печальная история.

-10

Разумеется, из той же самой серии и такие вещи, как слезающие обозначения на кнопках - хотя уже много десятилетий как не вызывает никаких проблем их изготовление из двух сортов пластика разного цвета, что полностью исключает проблему, облезающее покрытие на отделочных панелях салона, перегорающие лампочки подсветки, которые невозможно или ну очень сложно заменить, и тому подобные вещи. Да - может быть, определённый процент автовладельцев подкрасят, подмажут, заменят детали на заказанные с "алишки" новые, или просто будут всё это игнорировать. Но для подавляющего большинства владельцев новых автомобилей в развитых странах это будет одним из сигналов о том, что машина уже стала "старой", и пора бы подумать о подборе новой ей на замену.

Фиксатор двери Volvo V80. Могут же, когда хотят...
Фиксатор двери Volvo V80. Могут же, когда хотят...

В заключение следует отметить, что существуют и современные конструкции фиксаторов дверей, в которых тоже используются ролики, хотя и при полностью ином конструктивном исполнении. Но они как правило используются на автомобилях премиальных марок, например Volvo и Alfa Romeo - или просто производителями, которые уделяют вопросам инженерной проработки больше внимания, чем обычно. И в то же самое время руки производителей автомобилей уже давно тянутся к более важным для их функционирования узлам - вроде впускных коллекторов, которые тоже могут выполняться из имеющего ввиду естественного старения ограниченный срок службы пластика. Всё же шутка о том, что машины стали служить своим владельцам слишком долго - это только наполовину шутка...