1 ноября в Концертном зале им. П. И. Чайковского Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова выступит с программой из сочинений С. Рахманинова и П. Чайковского, которой откроет собственный филармонический абонемент сезона 2023/24.
Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром до минор — пожалуй, самое известное сочинение композитора, завершившее период стилистических и гармонических исканий, где большим потрясением для Рахманинова явилась состоявшаяся в 1897 г. неудачная премьера Первой симфонии. Сильнейший душевный кризис, к которому привели драматичные события тех лет, на три года лишил композитора возможности сочинять музыку. Усугубляясь день ото дня, состояние Рахманинова приводило в отчаяние его близких, в поисках помощи заставив обратиться к специалисту - выдающемуся невропатологу и психотерапевту Николаю Далю. Врачебное мастерство Даля в короткие сроки оказало самое благотворное воздействие на композитора, вернув ему творческое вдохновение, а многим поколениям любителей музыки — возможность слушать величайшие творения.
Во время премьерного исполнения Второго концерта Рахманинов со сцены обратился к Николаю Далю со словами глубокой благодарности и признался, что это именно его концерт. С того момента во всех партитурах сочинения присутствует надпись: «Посвящается Н. Далю».
Год создания концерта — 1901, безусловно, оказал влияние на восприятие сочинения среди современников композитора: на рубеже веков общество находилось в состоянии радостного возбуждения, в ожидании тектонических перемен, жило интуитивным чувством обновления действительности.
В тот период Горький писал в письме Чехову: «Право же — настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее», — слова, созвучные воспринятой и в музыкальном искусстве того времени теме роста личности, преодоления препятствий на пути к раскрытию лучших граней человеческого духа.
Второй фортепианный концерт с первых лет своего существования обрел небывалую популярность и вошел в репертуар всех концертирующих пианистов, как современников Рахманинова, так и представителей последующих поколений.
В программе предстоящего концерта соло во Втором концерте С. Рахманинова прозвучит в исполнении народного артиста Российской Федерации, лауреата Государственной премии РФ, постоянного сценического партнера Национального филармонического оркестра России и одного из наиболее близких по духу для Маэстро Владимира Спивакова отечественных исполнителей — Николая Луганского.
Являясь одним из лучших интерпретаторов музыки Рахманинова, в одном из интервью Николай Луганский рассказывает о своем отношении к творчеству великого русского композитора: «Рахманинов — это мир, к которому можно прикоснуться и в радости, и в горе, в разном возрасте, то, что с всегда с тобой, что нельзя отобрать. И это большое счастье. И, кроме того, — это самый русский композитор, более чем даже Мусоргский. Знаменный распев, православные мелодии XVII-XVIII века настолько органично входят в его музыку, что становятся его музыкальным языком.
Сама его личность удивительная, отнюдь не всегда творцы в своих человеческих поступках бывали равновеликими своему гению. Рахманинов был таким, то, как он жил, что делал, как помогал самым разным людям, — это большая редкость».
Пятая симфония ми минор П. И. Чайковского, которая прозвучит во втором отделении концерта, — музыкальное воплощение идеи о внутренней борьбе человека с драматическими обстоятельствами и смятением, выражение устремленности к победе через преодоление превратностей судьбы.
Любопытен тот факт, что автор весьма критично относился к своему сочинению, работа над которым поначалу продвигалась достаточно трудно. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский пишет: «Трудно сказать теперь, какова моя симфония сравнительно с предыдущим и особенно сравнительно с «нашей» (Чайковский имеет в виду Четвертую симфонию, посвященную фон Мекк — Ред.). Как будто бы прежней легкости и постоянной готовности материала нет, припоминается, что прежде утомление бывало к концу дня не так сильно».
Представленная в ноябре и декабре 1988 г. в обеих столицах, симфония имела большой успех у публики. И все же не в меру самокритичный и склонный к рефлексии Чайковский продолжал быть недоволен сочинением: «С каждым разом я все больше и больше убеждаюсь, что последняя симфония моя — произведение неудачное, и это сознание случайной неудачи (а может быть, и падения моих способностей) очень огорчает меня», — делится он в одном из следующих писем.
Тем не менее выдающийся русский композитор и музыкальный ученый С. И. Танеев называл Пятую симфонию лучшим сочинением Чайковского, с чем впоследствии были согласны и последующие поколения исследователей, музыкантов и просто слушателей, каждый раз с нетерпением ожидающих появления этого произведения в концертных программах.
Билеты доступны на официальном сайте Московской филармонии по ссылке:
https://meloman.ru/concert/kzch-2023-11-01/?ysclid=lnq0f6lbif633679652