Вашему вниманию предлагается уникальная статья - авторский профессиональный разбор творчества великой художницы Сюзанны Лейси. Приятного чтения!
По словам художницы Сюзанны Лейси, независимо от того, что мы делаем как люди в нашей личной жизни, мы все активисты. Для нее это значило использовать средства публичной практики, инсталляции, перформанс и писательство, чтобы повлиять на реальные впечатляющие изменения в мире. Возникнув в эпоху американских социальных и политических преобразований, ее «паблик-арт нового жанра» сосредоточил свое внимание на таких вопросах, как равные права, расовая дискриминация, насилие, изнасилование, эйджизм, сексизм и многое другое. Но она остается больше, чем просто рупором или развевающимся знаменем несчастных; ее работы проникают в психику устоявшихся институтов, помогают разрушить устаревшие системы убеждений и повышают осведомленность о важных проблемах нашего времени. Как говорила сама художница: «У меня как человека есть этическое обязательство сделать мир более справедливым».
Этапы творчества Сюзанны Лейси
1. "Заметки о проституции" (1974)
В «Заметках о проституции» Лейси стремилась изучить секс-работу не как отдельный предмет, а, скорее, найти место для опыта проституток в своей собственной жизни, «ища отголоски их жизни в моей». Для этого она провела четыре месяца в Лос-Анджелесе, расспрашивая друзей, знакомых и секс-работников в различных ресторанах и кафе об их мнениях и опыте в отношении проституции. Она тщательно записывала то, что ей говорили, фотографировала место проведения интервью и даже записывала, что все ели, собирая попутно спичечные коробки, наклейки и другие "сувениры". Работа представляла собой сочетание перформанса, субъективности и исследований, которые служили записью ее эмоциональной реакции на то, что она узнала. К концу проекта появилось десять больших диаграмм, изображающих обнаруженные Лейси психосоциальные пространства, фиксирующие язык и динамику власти в вовлеченных отношениях. Работа также подчеркнула наше коллективное отрицание тех аспектов общества, которые существуют рядом с нами в нашей повседневной жизни. Лейси писала: «Углы улиц, рестораны и бары Лос-Анджелеса приобрели новый вид… Закат в Хайленде — очень популярное место для перекуса. Я поражена, ведь проезжала мимо него сотни раз».
Художница говорила: «Большая часть того, что мы знали в то время, была взята из литературы и фильмов, которые сильно преувеличивали эту жизнь. Я не хотела заигрывать с их реальностью как со спектаклем или рассказывать их истории, как это мог бы сделать антрополог. Скорее, я искала отголоски их жизни в своем собственном опыте и записывала процесс моего исследования. «Их жизнь», как ее называли, была недалеко от моей».
В 2010 году Лейси заново изобрела «Заметки о проституции» как перформансное чтение своих оригинальных рисунков для марафона галереи Serpentine в Лондоне. Эта работа иллюстрирует сильную этику, которая лежала в основе всей ее карьеры; социальное влияние часто важнее, чем сохранение художественной ценности. Как она объяснила в 2019 году: «Меня не так волнует искусство, как торговля людьми».
2. "Три недели в мае" (1977)
«Три недели в мае» представляли собой перформанс, выполненный в смешанной технике, целью которого было исследовать сексуальное насилие и положить конец общественному молчанию вокруг изнасилований. Первоначальные намерения Лейси заключались в том, чтобы транслировать места указанного насилия, выражая при этом чувства женщин и / или личный опыт изнасилования. В течение трех недель Лейси собирала отчеты полиции и печатала на карте слово ИЗНАСИЛОВАНИЕ красными заглавными буквами, чтобы оно совпадало с местами инцидентов. Затем она повторяла это слово, напечатанное поблизости, чтобы обозначить все акты сексуального насилия, о которых не сообщалось. Вторая карта иллюстрировала, куда женщины могут обратиться за помощью. Лейси также посетила различные места, где произошло изнасилование, и задокументировала это на улице красными буквами, например: «Здесь были изнасилованы две женщины. 9 мая, 21 мая». Хотя изначально она планировала выставить карты в галерее, ее вдохновили «Хеппенинги» Аллана Капроу, и она поняла, что, если она разместит их в общественном месте, они окажут большее влияние.
Работа была создана в то время, когда Лос-Анджелес считался «столицей изнасилований» Соединенных Штатов; Фактически, в Калифорнии мужчинам по-прежнему было разрешено насиловать своих жен. Изнасилование было табуированной темой и в это время Лейси заявила: «Женщины никогда и никому не признавались в том, что их изнасиловали. Признаться в изнасиловании в 1970 году означало признать, что с вами, по сути, было что-то ужасно не так». Работа имела мощный эффект и вызвала реальные социальные изменения. Как описала Лейси: «Я получила доступ к городскому совету, полицейскому управлению. Я начала налаживать отношения, убеждая, что это важная область общественного интереса». В результате полиция Лос-Анджелеса открыла телефонные линии для сообщений об изнасилованиях, а городское правительство начало бороться с насилием в отношении женщин. Работа была рассмотрена в книге Вивьен Грин Фрид «Против нашей воли: сексуальная травма в американском искусстве с 1970 года» как источник невероятной силы в сочетании активизма, образования и теории, знаменующий начало «паблик-арта нового жанра». Фрид объяснила: "Как политическая активистка, стремящаяся бороться с угнетением, Лейси научилась влиять на культурные взгляды, систему уголовного правосудия и средства массовой информации посредством своего интуитивного выступления, которое вызвало дискуссию о ранее табуированной теме изнасилования". В мероприятии приняли участие Барбара Коэн, Мелисса Хоффман, Лесли Лабовиц и Джилл Содерхольм. В 2012 году Лейси воссоздала «Три недели в мае» для фестиваля Getty Pacific Standard Time Performance Festival со своим произведением Storytelling Rape.
3. "Жизнь и время Дональдины Кэмерон" (1977)
Маргинализированные люди и группы населения являются общей темой всех работ Лейси. Эта работа, созданная в сотрудничестве с активисткой, писательницей и художницей Кэтлин Чанг, исследует опыт иммигрантов. Перформанс проходил для публики на пароме до острова Ангела, исторического пункта въезда азиатских иммигрантов в район залива Сан-Франциско. Аудитория состояла из сторонников искусства и ничего не подозревающих туристов, каждый из которых получил по листу бумаги с историями женщин Азиатско-Тихоокеанского региона, проданных в страну, легальных иммигранток и японских военных невест. Когда паром прибыл на остров, художницы, одетые в старинные костюмы, поднялись на холм, чтобы встретить его. Лейси сыграла Дональдину Кэмерон (социальную реформаторку), а Чанг изобразила иммигрантку, прибывшую "в новый мир". На своем веб-сайте Лейси заявила: «В совокупности эти повествования предлагали обвинение, вызов и историческое понимание сложного межрасового организационного процесса, комментируя, что те самые миссионеры, которые трансформировали и ниспровергали китайскую культуру в своих подданных, часто были единственной надеждой для женского образования и здоровья».
С 1960-х годов разные художники исследовали политику идентичности как способ понять проблемы свободы воли и власти. Тем не менее, Лейси была радикальной в своем стремлении исследовать и понимать социальные слои, ассимилируясь с их уникальным опытом или вместе с ними. Объясняя эту работу, она писала: «Я не становлюсь чернокожей или китайкой, но я интегрирую себя как можно ближе в этот опыт, чтобы понять корреляции нашего общего опыта, расширить свою идентичность и стать другим человеком». Как сказала искусствоведка Шэрон Айриш: «Лейси решила использовать себя и сотрудничать с органами власти, чтобы оживить социальные проблемы и вопросы в то время, когда политика идентичности одновременно определяла группы и разъединяла их». Понятно, что, исследуя расовые различия в подобных статьях, Лейси вызвала споры. Марвин Карлсон в «Представлении, критическом введении» писал: «Лейси столкнулась с большим сопротивлением со стороны китайских художников, которые чувствовали, что белая феминистка со своей собственной "программой" не может ни понять, ни выразить их проблемы, и видели, что эта попытка говорить «за» них мало чем отличается от того как драматурги-мужчины говорят от имени женщин».
4. "Кристальное одеяло" (1987)
В «Crystal Quilt» (а позже, в «Silver Action» в 2013 году) Лейси хотела разработать «очень сложную социальную стратегию» вокруг двух тем: стирание обществом заметности женщины по мере ее старения и лидерские способности пожилых женщин. Для этого она собрала 430 женщин старше 60 лет в День матери в 1987 году в торговом центре в Миннесоте. Они сидели вместе за сеткой столов, покрытых черными скатертями и развернутыми стеганными одеялами с красными и черными квадратами. Затем у женщин происходило то, что Лейси называла «скульптурными беседами» вокруг ключевых вопросов, которые касаются настоящего и будущего, но намеренно не прошлого. Потому что, как сказала Лейси: «Было важно, чтобы мы рассматривали пожилых женщин не как хранилище памяти, а как потенциальных активисток в общественной сфере». Каждые 10 минут участники двигали руками так, чтобы сверху, где перформанс смотрели и снимали зрители, казалось, будто стежки на "одеяле" меняются.
В этом проекте Лейси сотрудничала с Филлис Джейн Роуз, Мириам Шапиро, Нэнси Деннис и Сьюзан Стоун. Перформанс не был политическим, как большая часть ее других работ, но все же был направлен на изменения в общества. Художница объясняла: «Произведение искусства не так эффективно, как договор, закон или изменение бюджета. Я не думаю, что одно произведение искусства трансформирует общество, культурную среду, в которой вещи будут пониматься по-другому. Это то, чего мы надеемся достичь». Эта работа считалась одной из самых успешных для Лейси и привлекла значительное внимание ученых. Это помогло ей еще больше определиться со своим направлением «паблик-арт нового жанра» как «визуальное искусство, которое использует как традиционные, так и нетрадиционные средства массовой информации для общения и взаимодействия с широкой и разнообразной аудиторией по вопросам, непосредственно связанными с их жизнью».
5. "Изменения" (1994)
"Изменения" - результат сотрудничества Сюзанны Лейси, Сюзанны Кокрелл и Бритты Катмейер, представленный в галерее Capp Street в Сан-Франциско. Инсталляция состояла из трех огромных груд тканей; одна красная, одна белая и одна синяя (символизируют американский флаг). Каждый день небольшая группа разных женщин сидела в кругу возле стопок и вручную вышивала из ткани одежду, при этом женщины разговаривали друг с другом. Инсталляция имела политический оттенок из-за использования (участия в ней) женщин разных рас, таких как азиатки и афроамериканки, а также расположения галереи, которая находилась в центре швейного района. Зрители могли гулять, смотреть на швеек и слушать их разговоры.
В работе поднимались вопросы о роли расы и класса в производстве одежды в Соединенных Штатах, а также стоимости женского труда, иммиграции, патриотизма и капитализма. Как сказала искусствоведка Бриджит Куинн: «Женщины вручную вышивают ткани из высоких груд... которые пополняются каждый вечер, создавая бесконечный поток работы, который привлекает внимание к швейному району Сан-Франциско, где в основном женщины-иммигранты шьют, чтобы обеспечить американцев одеждой и прокормить свои семьи. Шитье — это двойная связь для женщин в искусстве, символизирующая как добродетельный женский труд, так и секс (женщины на "конвейере" приходят и уходят)». В этой, как и во всех ее работах Лейси, сотрудничество было важным фактором в достижении женщинами свободы, воли и власти. Лейси сказала: «Я не знаю, увижу ли я женщину, избранную президентом, при жизни, это должно быть долгое ожидание. Но в этой долгой работе по обеспечению социальной справедливости очень важно, чтобы вы ценили тех людей, которые были "до вас". Сотрудничество — это способ мобилизовать людей, разделяющих общие ценности. Оно ставит вас на долгий путь, среди тех, кто был до вас, и тех молодых людей, которые продолжат это движение к социальной справедливости».
6. "Между дверью и улицей" (2013)
Это была первая работа Лейси, действие которой происходило на улицах Нью-Йорка, и она родилась в результате серии разговоров, которые происходили в течение пяти месяцев между художницей и группой городских активистов. Кульминацией перформанса произошла в Парк-Плейс, Бруклин, на закрытой улице, где 400 женщин и несколько мужчин собрались, чтобы принять участие. Ступени Бруклинского музея, спонсировавшего мероприятие, были выкрашены в желтый цвет с вопросами, отражающими различные проблемы патриархального общества. Эстетика работы также имела большое значение. Хотя участники могли носить то, что они выбрали, их объединяли желтые шарфы.
Выбор места проведения перформанса был актуальным, потому что Лейси хотела привлечь внимание общественности своим посланием, предназначенным для всех на улице. Она писала: «Я думаю, что в целом музеи не привлекают то разнообразие публики, которая мне интересна. Поэтому, я думаю, нужно идти туда, где есть люди, где они живут». Участники принадлежали к разным социально-экономическим, религиозным и расовым слоям, и перед мероприятием Лейси сказала им: "Самое важное в этом проекте — это то, что многие из вас собрались вместе, чтобы его создать. Вы видите, как это выглядит? Как чувствуется? Это потрясающе. В мире так много всего происходит, так много голосов мобилизовано против женщин, цветных людей и бедных людей. Это символический жест. Что бы вы ни хотели сказать - это решать только вам самим." 2500 человек пришли посмотреть перформанс и послушать диалоги о домашнем насилии, сексистской политике, гендерной идентичности, расовой дискриминации и неравенстве.
Эта работа была радикальной для своего времени, поскольку предоставляла возможность высказаться "меньшинствам". В отличие от сегодняшнего распространения политического дискурса посредством широко доступных средств, таких как социальные сети, перформанс Лейси 2013 года опирался на собрание людей, физическое взаимодействие и использование густонаселенного общественного пространства. Искусствоведка Бриджит Куинн сказала, что Лейси "Затрагивает вопросы пола, насилия, расы, старения и капитализма, а также других насущных социально-политических проблем, посредством поразительного визуального языка, который одновременно тревожен, остроумен, трогателен, радикален и зачастую красив".
Сила работ Лейси, несомненно, заключалась в ее способности вызывать реальные социальные изменения. Например, ее работы, посвященные сексуальному насилию в 1970-х годах, помогли положить конец молчанию общества в отношении признания изнасилования и улучшить реакцию полиции. Искусствоведка-феминистка Мойра Рот обсуждала влияние Лейси с точки зрения ее статуса как «ведьмы» - посланницы, поднимающей табуированные темы, о которых иначе не говорили бы, - и «шаманки» - фигуры, стоящей в центре общества и наблюдающей за происходящим, чтобы сохранить чистое "заживляющее" общественное пространство. Достижения Лейси можно увидеть в работах нового поколения политически ангажированных художников, например, художника-активиста Эрик Милликан, художника-перформанса Синди Рем, а также художницы и скульптора Мэйбл Мур.