До ХХ века книги писали по четкому плану. Ну, примерно так: вступление, развитие сюжета, кульминация, заключение, какое-нибудь назидание) А потом всем надоело и пустились они во все тяжкие: модернизм, постмодернизм. Вот это вот всё.
Иногда получались очень интересные книги, способные удивить даже искушенного читателя. Ненадежный рассказчик, открытый конец - сейчас такие приемы уже привычны и часто встречаются. Но некоторые писатели и издатели заходили еще дальше.
Форма
"И золотое содержанье книг нуждается в застежках золотых". Так говорил Шекспир. Действительно, когда книги были редкостью, их украшали всеми возможными способами. Теперь таким никого не удивишь. Приходится проявлять креатив.
Туалетный креатив
Кодзи Судзуки, тот самый, который написал "Звонок", недавно выпустил новую книгу. Точнее, рассказ. Фишка в том, что напечатан он... на туалетной бумаге. Чтение рассказа "Капля" не занимает много времени, поэтому напечатан он несколько раз подряд (вдруг сразу не все нюансы запомнили). Жанр - ужасы)))
По словам писателя, чтение погрузит вас в «состояние ужаса в туалете». Что-то про волосатую руку, затягивающую в унитаз. Санузел для японцев - страшное место. Ведь влага и сырость притягивает и даже может рождать всяких потусторонних чудовищ.
Перед прочтением - сжечь!
Звучит неправдоподобно и странно, но так и есть. И это возможно, что самое интересное. Речь идет о книге Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", которая не дает покоя дизайнерам. Идею так и хочется воплотить в жизнь. Например, таким образом:
Листы книги содержат специальное черное покрытие на термостойкой бумаге. Чтобы прочитать текст, к нему нужно поднести зажигалку и прямо у вас на глазах он проявится. Эффектно, ничего не скажешь.
И напоминает текст из советских учебников чтения, тот самый, где Ленин делал из хлеба чернильницу и писал молоком. А затем его соратники, нагрев листок, читали.
Но это еще не все идеи про книгу Брэдбери. Ее можно сжечь и после прочтения:
Цифра 1 на обложке книги представляет собой контейнер для спички, а корешок книги имитирует боковую сторону спичечного коробка. Чиркнув по ней, спичку можно зажечь, а затем и книгу.
Содержание
Как я уже сказала, игры с читателем, по большей части, начались в ХХ веке. Но и раньше были интересные произведения. Например, "Герой нашего времени" Лермонтова написан нелинейно.
В ХХ веке был поток сознания, сюрреализм, абсурд - странные жанры. В книги вставлялись фотографии, записки, зеркальное письмо. Вот яркие примеры игр с читателем в прямом и переносном смысле:
Х. Кортасар "Игра в классики"
Кортасар предлагает два варианта прочтения: обычный, подряд, или перескакивая через главы в определенном, им задуманном порядке, что несколько меняет сюжет и позволяет по-другому оценить книгу.
М. Павич. Все романы
Каждый роман сербского писателя затейлив. "Пейзаж, нарисованный чаем" - книга-кроссворд, "Последняя любовь в Константинополе" - гадание на картах таро, "Ящик для письменных принадлежностей" - история, рассказанная предметами из него. "Хазарский словарь" - три языка, три цвета, три времени, три религии и гипертекст.
В. Набоков "Бледный огонь"
"Бледный огонь" - роман настолько странный, новаторский и необычный, что лучше процитирую. "Состоит из 4 частей:
- предисловия издателя;
- 999-строчной поэмы, написанной рифмованными двустишиями;
- циклопического комментария, в несколько раз превышающего объем поэмы;
- путаного именного указателя".
Написан на английском языке, относится к жанру "антироман" и, сдается мне, чрезвычайно сложен для чтения. Особенно для неподготовленного читателя.
Читали что-то из этих книг? Может, знаете другие какие-то в таком роде? Или интересно оформленные?