Современные технологии привнесли в жизнь репетиторов облегчение и комфорт. Теперь не нужно тщательно убираться, если намечены уроки по скайпу; не обязательно наводить красоту, ведь камера направлена на доску; можно даже сделать пару глотков кофе, пока ученик выполняет задание.
Комфорт, уют и благолепие.
Однако оборотная сторона медали тоже есть. Раньше контакт с родителями ограничивался первым демонстрационным уроком, а сейчас я частенько слышу, что происходит в доме.
Чужая семья – потёмки. И мы никогда не полезем в эти потёмки, если ситуация не касается нас лично. Если же несправедливость происходит здесь и сейчас, то не отреагировать, по мнению педагога, было бы несправедливо. Неправильно.
На днях произошёл пренеприятный эпизод, в котором автору статьи пришлось действовать путём шантажа.
То, что этот эпизод произошёл, было даже выгодно.
***
Восьмиклассник, которого мама привела на уроки математики, сразу показался мне высокомерным, с гонором, с вызовом и пренебрежением. Обычно такое бывает, когда в семье:
- или очень большой (но не огромный) достаток;
- или ребёнок копирует поведение домашних;
- или есть какой-то успех, например, в музыке, танцах, спорте и т. д.;
- или это неполная семья.
Для критиков: пункты основаны на личных многолетних наблюдениях автора. Спорить можно и нужно, если очень сильно захочется. Ещё лучше будет, если вы дополните мой список своими данными.
Оказался последний вариант.
Чтобы занятия были наиболее продуктивными, репетитору надо знать как можно больше. Тогда и времени на установку контакта уйдёт меньше, и работа наладится быстрее.
Выяснила, что мама пашет на трёх работах, чтобы обеспечить мальчику светлое будущее. У него самый лучший телефон, самые востребованные по местности репетиторы, самые дорогие одёжки. Он ни в чём не знает отказа.
"Потому что я перед ним сильно виновата. Отец ушёл от нас. По моей инициативе. Выгнала его. А сын простить не может. Уже сколько лет прошло..."
Понятно. Не единичный случай в практике. Сначала действительно боль и грусть, а потом – повод для манипуляций.
Опять для критиков: конечно спорьте. Не первый раз отмечаю, как дети, да-да, эти милые котятки, так вертят несчастными предками, что хоть сама к ним ходи. На курсы добывания "плюшек" из членов семьи.
А развить комплекс вины у матери и потом стричь дивиденды – милое дело. Вы простите мне, пожалуйста, мой цинизм. Иногда дети действительно бывают такие. Недетские.
Суровая правда, товарищи.
Выбираю модель "зеркало". Как ты со мной – так и я с тобой. Только у меня опыта больше. Метод привычно срабатывает. Парень начинает общаться на равных. Уже кое-что. Но этого мало. Для установления лидерства, необходимого для полноценных результатов именно с таким типом поведения, не хватает яркого эпизода. Повода.
Проходим сумму/разность рациональных дробей. Пишем контрольную, получаем четвёрку. Уже почти улыбается. Самое главное – чувствует во мне нужду. Со мной стало получаться. Очень хорошо. Закрепляю контакт, стратегия та же: высокомерность чуть выше, чем у ученика; пренебрежение на должном уровне.
"Дай мне повод, мой мальчик, мы из тебя отличника сделаем!" – думаю я.
Долго ждать и не пришлось.
Начинается урок. Приступаем к подготовке очередной контрольной. Теперь произведение/частное дробей. Погружаемся.
И тут открывается дверь. Мама зашла, робко кивая головой, мол, сейчас уйду, я на минуточку. И к шкафу. Быстрее пули, тише мышки.
"Вышла быстро из моей комнаты! И дверь закрыла! С той стороны!" – пацан отчеканил каждое слово. Холодно и дерзко. Та хватает вещи, которые искала в шкафу, и пулей вылетает. А по дороге всхлипывает.
Спасибо, малыш!
"Значит так: если я ещё хотя бы раз что-нибудь подобное услышу, не смей мне больше звонить! А теперь бегом к маме. Извиняться. И чтобы я видела! При мне обижал, при мне и извиняйся. Всё. До свидания".
Готовилась, потому что знала, что подобное обязательно будет. Ледяным тоном, чтобы с иголками, чтобы больно стало, чтобы встряска была. Ведь с ним никто так не разговаривает! А давно пора. Иногда словом можно гораздо сильнее ударить, чем действием.
Меньше часа прошло. Мама пишет. Готовы. Не готова я. Уроки. Назначила на вечер.
Это была трогательная и щемящая сцена. Мама плакала, мальчик – почти тоже. Да и я, глаза на мокром месте. Но репетитора не видно, вы помните. Только руки и доска.
Шантаж? Конечно. Однако во-первых, нельзя так с родителями. Во-вторых, мне на руку было его такое поведение. Теперь уже пару уроков являюсь лидером группы. И мы многого достигнем. Не сомневаюсь.
Опять же, по моим наблюдениям именно таким ребятам крепкой руки и не хватает. Если их не осечь, будет только хуже. В данной истории обошлись резким словом. Неприятно, что мне пришлось этим заниматься. Зато продуктивно и многообещающе.
А маме в частной беседе посоветовала обратиться к психологу.
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.
Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏