На самом деле, лестницы, которые принято называть «парящими», где ступени не имеют опоры в виде традиционных косоуров, были в Петербурге явлением не единичным, но довольно редким. С одной стороны, такое техническое решение позволяло архитекторам создавать работы самой причудливой формы, но с другой – требовало точнейших расчетов и очень тщательного исполнения. Это естественно влекло за собой не шуточные затраты как времени, так и денег. Но если фантазии архитектора и возможности заказчика совпадали…
Замечательный архитектор Борис Ионович Гиршович, ценитель исторических реминисценций барокко и большой поклонник модерна, первый из особняков, созданных по его проектам, завершил строить в 1902-м на углу Французской набережной и Гагаринской улицы. И настоящим украшением именно этого особняка стала просто изумительная «парящая» парадная лестница. Широкая мраморная спираль с изящными текучими очертаниями, игрой зеркальных отражений и ярким светом некогда открытого светового фонаря действительно производила впечатление настоящего чуда. Поднимаясь по ней не оставляет чувство даже не совершенной красоты другой эпохи, а какой-то фантастической сказки о Золушке, которая могла потерять свою туфельку именно здесь…. Кажется такое можно только нарисовать, но Борис Ионович смог такое сделать.
Конечно позднее специалисты нашли тут множество различных стилистических деталей и даже провели параллели с архитектурными изысками далеких екатерининских времен, созданными знаменитым Антонио Ринальди. Впрочем давайте так и оставим эти детали и рассуждения специалистам…
Сам особняк, безусловно тоже достоин внимания и о нем я обязательно постараюсь рассказать, но сегодня только лестница… Пусть и совсем малая часть из двух сотен кадров и ракурсов…