Найти тему
Мысли Зодчего

Великая Тартария. Какая она? Учебник 1692 года.

Сегодня поговорим о Великой Тартарии. Была или не была. Если была, то что это такое?

Для начала карта, принято считать что французская, 18 век.

Русская карта Ремизова. Вышла в печать в январе 1701 года. То есть тоже 18 век. Хорошо разглядеть карту можно здесь.

-2

Долгое время тему Тартарии я обходил стороной. Материал по Тартарии был обрывочный, часто противоречивый и сырой. Во многих случаях подразумевал возможное разное толкование. Но он накапливался. К сегодняшнему дню я считаю что объем собранного материала уже достиг того уровня, когда можно делать выводы и что-либо утвердительно заявлять. По-этому настало время высказаться и мне. Интересно будет всем. И адептам классической истории, отрицающим Тартарию, и тем кто придерживается альтернативных версий в пользу реального существования Тартарии. Просто потому, что и те и другие, к большому сожалению, редко читают первоисточники, а чаще идут по простому пути, и в большинстве случаев просто повторяют то, что услышали у кого-то. Не без исключений, конечно. Есть ряд исследователей которые по теме Тартарии сделали очень большую и важную работу. За что им огромное спасибо.

Но, я сегодня буду говорить с той позиции, которую пока что еще никто не озвучивал. Во всяком случае я не видел. А позиция очень сильная, практически ставящая жирную точку в спорах по данной теме.

Отвечать буду тезисно с картинками. Так проще воспринимать информацию. Для начала немного истории вопроса.

Пару-тройку десятилетий назад о существовании Тартарии не знал никто. За исключением нескольких советских историков в статусе докторов наук. В публичное поле понятие Тартария уже в 21 веке ввел Николай. Левашов. Он ссылался на Британскую энциклопедию 1771 года, в которой указывался статус Тартарии как страны в Азии. Одних это вдохновило на изучение отечественной истории, другие не долго думая подали на Левашова в суд за экстремизм. И суд иски удовлетворил. С тех пор вот уже порядка 20 лет на просторах интернета идут жгучие баталии. Одни доказывают что Тартария была и вычеркнута фальсификаторами из учебников, другие находят массу доводов доказать что это либо происки Госдепа, мол готовят почву под раздел России, либо перед нами неправильная трактовка, неправильные переводы и всё в таком духе. Я не буду цитировать и анализировать все доводы сторон. Во-первых это долго, во-вторых это не нужно. Просто потому, что не правы в той или иной степени все. А правду, как выясняется, знали давно, еще при коммунистах, но лишь несколько человек в статусе докторов исторических наук. Ибо только они имели доступ к нужным архивам. Но и они молчали. Ибо краткий курс ВКП(б) никто не отменял.

Я же вам кратко изложу суть источника, который, надеюсь, наконец-таки поставит точку в этом вопросе.

В качестве исторического источника и своего рода "третейского судьи" у нас выступит учебник истории 17 века. А если точнее, то "Скифская история" Андрея Ивановича Лызлова, написанная им в 1692 году.

Почему именно Андрей Лызлов? И почему именно "Скифская история"?

Ответ простой. Это один из первых отечественных историков который систематизировал профильный материал имеющийся на тот момент. Как в российских книгохранилищах, так и в зарубежных. Сам Андрей Лызлов из дворян. Это очень важно. Не из монашеской кельи. То есть степень ангажированности у него заведомо более низкая чем у религиозных фанатиков.  Летописи же у нас все монахами написаны. Других источников не существует практически. В общем светский человек, можно сказать учёный. При этом отец его, знатный дворянин, был вхож в высший свет, включая княжеские и патриаршую библиотеки. И сыну зеленый свет дал. Андрей Лызлов имел прекрасное образование, знал несколько языков, занимался переводом книг, при этом состоял на государственной службе. Участвовал в Крымских походах на тыловых должностях. Умер неожиданно и рано, в сорок с копейками лет. Точная дата смерти не известна, предполагают что это 1697 год. В некоторых списках его рукописи имеется приписка, якобы им написанная собственноручно о том, что его поразил инсульт, у него отказала левая часть тела и говорит он с трудом. Представляете, молодой мужик, только сорокалетний рубеж перешагнул. И вдруг инсульт. Считается что напечатать книгу Лызлов не успел. Хотя прошло не менее 5 лет с момента написания книги. Странно это. Похоже что ему не дали успеть. Бился об стену, да так что заработал инсульт. При этом существует несколько рукописных копий книги. А точнее копий рукописи, ведь книга печатным способом не была издана. Существует ли в наше время оригинал рукописи, я не знаю. Да и как доказать что это именно оригинал, а не копия?  В преамбуле к изданию 1776 года преподносится что эта печатная версия печатались из патриаршей библиотеки куда якобы свою рукопись принёс Лызлов собственноручно. Но это лишь слова редактора. В общем книга известна в рукописном варианте, вернее есть несколько копий этой книги. За прошедшие два с половиной века книга печатным способом издавалась три раза. Первые два раза при Екатерине второй в 1776  и в 1787 годах. Третий раз в СССР в 1990 году. У меня в этой статье будут скрины преимущественно из издания 1990 года, ибо читать легче. Однако покажу и странички от 1776 года, потому что в них есть отличия. Очень важные, применительно к теме Тартарии.

Итак, вы поняли почему Лызлов. Теперь вот еще что. Печатные версии 18 века  - это период жесткого навязывания так называемой норманской теории. И татаро-монгольског ига. Не забывайте об этом. Лично я рукописных вариантов не видел и не могу их сравнить с печатными вариантами.  Вариант 1990 года содержит откровенно исправленную лексику и орфографию даже в сравнении с версиями 18 века.

Итак, начинаем. Самое главное. Великая Тартария. Лызлов ее довольно подробно описывает. А значит она реально существовала. В каком статусе, я сейчас буду рассказывать согласно текста "Скифской истории" Андрея Лызлова. Далее пойдут тезисы, скрины и мои комментарии.

1. Достоверность источника. Вот ссылка на текст в редакции 1776 года. Вот ссылка на текст в редакции 1990 года.  Скрины титульных листов.

-3

-4

2. Что есть "Орда". Лызлов это слово употребляет как русское в значении административной территориальной единицы. В современном языке это бы означало "район", "область",  "край" или "земля".

-5

Когда вы понимаете значение слова ОРДА вы уже по-другому понимаете топонимы типа "Заволжская Орда" или "Ногайская Орда". В первом случае это будет "Заволжская земля", во втором случае будет "земля принадлежащая царю (хану) Ногаю". У Лызлова много разных орд подписано. Развивая эту тему можно провести параллели с семантикой слов ДОРОГА = Д(о)-ОР(ды)-ГА, РОД, РОДИНА, ОРДЕН (ливонский, тевтонский), ОГОРОД и т.д.

3. Скифы, сарматы и россияне по Лызлову это один народ с разными названиями растянутыми по шкале времени.

-6

Скифия разделена на 2 части - европейскую и азиатскую. Европейские скифы - это современные славяне. Лызлов перечисляет Литву, Москву, Волохов (условно современная Румыния) и Татар.

-7

Применительно к европейской Скифии Лызлов ВСЕГДА пишет татары и ни разу не пишет таРтары. За исключением причерноморских (современных крымских) татар, в обозначении которых он иногда употребляет слово таРтары.

Тут у меня две версии. Слово таРтары по отношению к причерноморским татарам встречается только в книге 1776 года. Да и то в единичных случаях. Такое ощущение что цензор-редактор просто проглядел, не заметил. Как в первоисточнике у самого Лызлова мы можем лишь догадываться. В книге 1990 года никаких таРтар нет вообще. Вторая версия, что во времена Лызлова было разделение европейских татар и азиатских таРтар. А поздние переписчики, и тем более печатные редакторы, уже эти знания утратили и писали как им вздумается, то есть отсебятину.

Вот для примера скрины одного и того же участка текста в книгах 1776 и 1990 годов. Подчеркнул. В книге 1776 года написано таРтары, в книге 1990 года татары.

-8
-9

4. Азиатская Скифия начиналась с Дона или Волги (Лызлов приводит две версии), далее на восток до Индии и еще далее до Чайны. При этом Китай он включает в Скифию. А мы знаем, что Китаем на средневековых картах подписывалась территория севернее китайской стены, до Амура. То есть подразумевается, что Скифия граничила с Чайной по "китайской стене". На север азиатская скифия простиралась до океана.

5. Великая Тартария - это часть Скифии. Лызлов пишет что "Тартариа великая" имела границы от Кавказа, далее на восток до Гималаев (Имаус гора) и на север до океана. Всего азиатская скифия имела 4 части, одна из них и есть Великая Тартария.

-10

6. Монгалы - это первичное самоназвание жителей Великой Тартарии (Скифии). Позднее монгалы изменили своё название и стали называться тартарами. Само слово Тартария от названия реки Тартар.

-11

При этом Лызлов использует странную запись "народ изшедши". Он пишет что Великая Тартария это та часть скифского народа (монгалов) которая почему-то откуда-то ушла. Подробностей не раскрывает. У меня есть стойкое ощущение что здесь часть текста удалена цензорами-редакторами. Невольно напрашивается мысль о глобальном катаклизме.

7. Жители Великой Тартарии были язычниками, правили ими ханы. Верховного хана называли ГОГ и МАГОГ, что переводится как ЦАРЬ над ЦАРЯМИ.

-12

8. Денег своих в Великой Тартарии не было. Использовался натуральный обмен. Подразумевается что в ходу был мен на вес серебром, от чего еще тартар именовали "сребролюбами". Так же в качестве меры использовалось и золото, видимо для крупных покупок.

-13

9. У части скифов были женские воинские подразделения. Назывались амазонами или амазонками. Тут Лызлов не очень внятно описывает, было ли это у всех скифов, или он разделяет европейских  и азиатских скифов. При этом он выделяет период, когда существовало целое государство МАММАЗОНОК, которые покорили большую часть Европы. Он описывает разные легенды, обычаи амазонок, их цариц, с кем и как воевали, от кого рожали, но какие именно части Скифии, европейской или азиатской, лично я так и не понял. Похоже что и здесь имела место редакторская правка.

-14

10. Скифы в разные времена воевали с Египтом, Персами, Александром Македонским. Никогда и никто их не мог победить, всегда побеждали только они. И всю Азию скифы заселили, кроме греков и Индии.

-15
-16

11. Интересно по Лызлову происхождение современных крымских татар. Он приводит две версии. Первая нам знакомая и понятная. По ней крымские татары это наследники "татар монгаидов". Или азиатских таРтар как мы теперь понимаем. Я подчеркнул желтым цветом. А вот по второй версии, крымские татары произошли от евреев. Подчеркнул красным.

-17

Суть такова, что еврейские племена жили в Самарии (это где?), там их разбил ассирийский царь, пленил и увёл к себе в Ассирию (современный Ирак). Потом евреев выселили в район современной Грузии, а уже из "Грузии" под именем татар эти племена пришли в северное Причерноморье и в Крым. И уже здесь стали магометянами (приняли ислам). Интересна и запись о том, что часть евреев из Ассирии вывели куда-то за Индию в страну Арсатер где они приняли обычаи глупые и грубые, забыли учения Моисея и соблюдают только обрезание. Возможно здесь речь идет о территории современного Пакестана. Лично я думаю что правильно было бы объединить обе версии. Ибо мы и крымских татар знаем часто как голубоглазых, и знаем что евреев в тех краях действительно много. Один одесский колорит чего стоит.

Что еще важно отметить. Говоря о "татаро-монголах", по Лызлову, не складывается впечатление о каких-то разбойниках. Слово ИГО он вообще не использует. Да, были татары (монгалы), они имели административную власть, утверждали князей на посад (губернаторов земель), им платили налог в 10 процентов (десятину). Вот, пожалуй и всё. Да, воевали с половцами, разбили их. Прошлись несколько раз по Руси. И не только. Но мало-ли кто и с кем воевал. Вся история России это бесконечные войны как с внутренними разборками, так и с внешними врагами, еще и бунты.  А ведь это редакция книги конца 18 века!  Уже "норманисты" и "свидетели ига" отпраздновали победу.

По всей видимости, тот исторический период нужно понимать так, что после каких-то событий, по моей версии катастрофических, метрополия утратила могущество. Регионы начали расползаться и обособились в различные местечковые племена. Мы их знаем как поляне, древляне, кривичи, радимичи и так далее. Это закономерный процесс. Естественно между ними были бесконечные стычки. Азиатская часть бывшей метрополии на определенном этапе оказалась более организованной и сильной, что вылилось в череду походов в европейскую часть. Включая пресловутый "набег" Батыя после которого метрополия полностью восстановила утерянный контроль на европейской территории. Сейчас нам это преподносится как период татаро-монгольского ига. Затем начался обратный процесс. Центральная власть хана ослабевала, чем и пользовались регионы, добивавшиеся независимости. После окончательного отделения Московии и её объединения с Новгородом, началось постепенное присоединение всех остальных восточных и южных осколков, которые уже не имели сколь-нибудь значимой военной и экономической силы. Казань, Астрахань, Причерноморье, Кавказ, Сибирь и так далее до Тихого океана и даже далее (русская Америка).  Вообще история циклична. Начиная с середины 19 века мы переживаем очередной этап прогрессирующей раздробленности и междоусобицы. С перерывом на объединяющий вектор периода Сталина. В перспективе нас ждёт долгоиграющий обратный процесс объединения, первые результаты которого просматриваются уже сейчас.

Кстати, применительно к началу 13 века, а именно это время я датирую как наиболее вероятное для глобальной планетарной катастрофы, Лызлов описывает какую-то большую комету, которую было видно аж 18 дней. Он приводит два источника, что говорит о том, что точных данных нет, а есть лишь какие-то воспоминания, позднее приуроченные как знамение перед нападением татар.

-18

В общем в людской памяти осталась какая-то комета, возможно она и есть причина грандиозной катастрофы погубившей античность. Спустя время поздние хронисты придворного толка запросто могли связать её с другой трагедией, связанной с разграблением татарами. Поскольку все эти затмения и разного рода кометы не стыкуются с расчетами астрономов, на протяжении столетий были люди которые подвергали сомнению официальную хронологическую шкалу истории. Все мы знаем про И.Ньютона, Н.Морозова и Новую хронологию А.Фоменко и Г.Носовского. Все они сильно омолаживали историю, на тысячелетия. Что касаемо А.Лызлова, то он, применительно к скифам и прочим Батыям, писал уже с привязкой к датам выведенным Скалигером в конце 16 века и утвержденным в папской канцелярии кардиналом Петавиусом в первой половине 17 века. А, возможно, все эти даты ни что иное как результат правок при составлении копий. Не исключено, что и при редактировании под печатное издание в 1776 году. Ведь мы видим даты как от сотворения мира, так и от рождества Христова. С чего вдруг такая прозорливость? Вряд ли Лызлов себя утруждал такой надобностью, ведь до календарной реформы Петра I ждать еще десятилетие, а он был всего лишь учёным, а не провидцем.

Да, кстати. То что описывает Лызлов по древнему миру чуть ли не слово в слово кочует в большинстве европейских источников, у того же Петавиуса например. Что говорит о том, что у всех у них один общий источник, просто растиражированный. А период татарского нашествия Лызлов по большей части описывает по польским источникам, а они откровенно ангажированные. Но, пытаясь быть объективным, старается указывать разные версии. Об этом я расскажу в следующей статье.

Ну в общем-то по данной теме, наверное, будет достаточно. Кому интересно творчество Лызлова в деталях, читайте сами. Книжка большая и по ряду вопросов весьма подробная и необычная. По ссылке на редакцию 1990 года вы прочитаете еще и рецензию советского доктора исторических наук. В том числе и про борьбу угнетенных народных масс и душевные муки самого Андрея Лызлова у которого в собственности было аж 40 дворов крестьянских душ.

Всем спасибо.

Продолжение:

ЖЖ - Учебник 1692 года. Чингизхан с Волги, половцы.с "Германии".. Эта же статья на Дзене.

ЖЖ - Учебник 1692 года. Батый. Начало. Эта же статья на Дзене.

ЖЖ - Учебник 1692 года. Как Батый искал Киев. Эта же статья на Дзене.

Мой блог в ЖЖ https://zodchi1.livejournal.com/