Дискотеки, концерты, телевизионные программы, во всем вышеперечисленном есть одно общее – музыка. Безусловно, она всегда окружала человечество, но что было популярно в тени XVII века?
Речь пойдет о хит-мейкере тех времен, композиторе классике Й.Гайдне. Да, именно так.
Мальчик из города Рорау стал особенностью венского искусства. С детства посвятивший себя музыке, терпящий ужасные условия Гайдн совершенствовал себя сам.
В современном понимании, композитора можно причислить к мультиинструменталистам, так как он освоил ряд инструментов, среди которых скрипка, клавесин и орган.
Музыка была для него пристрастием, поэтому композитор не жалея себя работал даже по ночам.
В сравнении с хорошо известной платформой ITunes , музыканты VII века так же набирали известность и конкурировали, только тогда это был музыкальный рынок.
Камбэк Й.Гайдна произошел во время жизни композитора в Гельнинштаде, в резиденции графа Эстерхази. Тогда Йозеф и 24 музыканта под его руководством просто перевернули мир Вены своей музыкой. Композитор писал светскую музыку, которая являлась популярной, так же как и поп музыка в наше время. Интересно, что композитор написал автобиографический сингл «One day is my life», а вдохновившись картиной в концертном зале Гайдн даже сочиняет симфонию «День», «Рассвет», «Ночь», которые, если бы Гайдн жил в нашем веке можно было бы издать как отдельные альбом, и я уверенна, что он захватил бы внимание слушателей своей жаждой света и жизни, которую излучал композитор в течение всего творчества.
Включите музыку концерта №4 и закройте глаза. Вы поразитесь, как ваше настроение значительно улучшиться, а ноги пойдут в пляс. Эта музыка проста для понимания, но в этой простоте скрывается свой мир, в котором наряду с юмором процветает уверенность и решимость.
В течение всей своей жизни композитор искал себя во многих жанрах, но наиболее крепко его привлек жанр сонаты, который в ту пору считался одним из популярных.
Вы, наверное, удивитесь, если я предложу вам, попробовать отыскать черты современности в музыке Йозефа Гайдна. Но это вполне возможно и именно сейчас мы с вами отправимся на поиски мотивов нашего времени в шедеврах венского композитора.
Чтобы разобраться в музыке VII века, нужно немного подготовиться, и осознать смысл и суть произведения. Музыка того времени – это сочетание контрастов, на фоне которых происходит определенное действие и задумка.
Все это в определенной степени отражается и в творчестве Гайдна, который по своей натуре не отличался излишним спокойствием и миролюбием.
Наряду с жанром симфонии и оперы широкое распространение получил жанр инструментальной сонаты, который сформировался в творчестве Й.Гайдна.
Это музыкальное произведение, содержащие в себе две стороны контраста, два образа – отличающихся друг от друга, которые композитор умел мастерски создавать и облачать в форму музыкального произведения.
Свои исследования мы будем проводить в музыке сонаты C-dur ,
ставшей образцом типично классического вида сонаты.
Для раскрытия планируемой идеи композитор использует три части, которые тоже можно разделить на несколько более мелких структур.
Наше путешествие начнется с первой части, которую профессиональные музыканты называют – экспозиция.
В данный момент вы слышите музыку, что она выражает, попробуйте ее описать. Что вы чувствуете?
Бурную энергетическую волну, уверенно маршируя проносящуюся по всему вашему телу? Или же бодрый рассказ, озорного шутника, заставляющий вас смеяться?
Чтобы вы сейчас не ответили, все будет истинной, ведь каждый воспринимает музыку по-разному, как и воплощает себя в ней.
Прислушайтесь к аккомпанементу, это быстрое движение является древним прообразом современного баса, который мы слышим каждый день.
Это быстрое, триольное, идущее по терциям движение свое стремительностью объединяет две образные сферы, имеющие названия главной и побочной партий.
Побочная партия – это совершенно новый мир, новый образ, который воплощает новые черты.
В музыке сонаты C-dur композитор будто бы отходит от канонов классицизма, и представляет себя солистом оркестра будущего, дает исполнителю свободу.
Помимо уже сказанного хочется отметить то место в первой части, которое заставляет меня мыслить по-другому. Я убеждена, что именно здесь, устоявшиеся устои на сто процентов перестают быть нерушимыми.
Огромнейшее внимание композитор уделял, всем полюбившимся «украшениям» - мелизмам. Всегда абсолютно точные и изящные они обогащали музыку, делая ее более красочной, но при этом как говорил известный музыкант Натан Перельман:
Если в расшифровке мелизмов наука вступит в спор с красотой, то встаньте на сторону последней», я уверенна, что Й. Гайдн выразился бы точно также.
Композитор писал часто писал, музыка должна говорить! Безусловно, его музыка умеет не только говорить, но и жить.
Благодаря музыке Й.Гайдна мы можем знакомиться с классической музыкой, не испытывая проблем с пониманием заложенного смыла, ведь она является прообразом привычной для нас популярной музыки.