Найти тему

Путь к призванию: Владимир Шляпников

Ко Дню преподавателя высшей школы мы запускаем проект «Путь к призванию», в рамках которого расскажем истории преподавателей Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Нашим первым героем станет профессор кафедры технологии и оборудования производства жиров и эфирных масел Агротехнологической академии Владимир Шляпников.

На фото: Владимир Шляпников
На фото: Владимир Шляпников

С чего началась Ваша деятельность в агроотрасли?

— Моя деятельность началась в НИИ эфиромасличных культур. Я окончил кафедру эфирных масел Краснодарского института пищевой промышленности, и два года отработал главным инженером эфиромасличного завода в Краснодарском крае, а потом перешёл работать в Крым. Тогда это был филиал эфиромасличного института, а затем он стал Всесоюзным научно-исследовательским институтом эфиромасличных культур, на базе которого впоследствии было создано НПО «Эфирмасло» — первое в сельском хозяйстве СССР. Туда вошли наш научно-исследовательский институт, головное специализированное конструкторское бюро, машиностроительный завод и опытное хозяйство в с. Крымская роза Белогорского района. Этот комплекс был создан в качестве эксперимента, и надо сказать, что он удался, потому как развитие эфиромасличной отрасли — это как минимум на 90% заслуга науки. Наука сделала первые машины для уборки лаванды, уникальные технологии, уникальное оборудование, что было широко внедрено в производство. Мы дважды завоёвывали переходящее Красное знамя ЦК КПСС как лучшее научное подразделение в области сельскохозяйственной науки. Но, к сожалению, после распада СССР распалась и отрасль, а институт прекратил своё существование.

Почему Вы выбрали именно эфиромасличное направление?

— У меня отец — военный, и мы мотались по всему Союзу. Школу я оканчивал в Московской области, в военном городке. Потом отца перевели в Краснодар, и мы, естественно, все за ним. Мы, кстати, раньше совсем по-другому подходили к выбору специальности, не так, как сейчас. Сейчас выпускник подаёт документы в три-пять вузов и поступает туда, куда попадёт. Раньше не так было. Родители спрашивали: «А чего ты хочешь?», учителя помогали — этот гуманитарий, а этот больше техник. Это была всеобщая работа, и 90% выпускников школ выбирали какой-то один вуз, а не два или три. Меня, например, хотели направить в Химико-технологический институт им. Менделеева (сейчас — РХТУ им. Д.И. Менделеева). Туда меня учителя направляли, поскольку были способности, сам-то я в 17 лет ничего не понимал, но мне не разрешили остаться в Москве. А в Краснодаре было несколько вузов: педагогический, медицинский, сельскохозяйственный и пищевой промышленности. Я пошёл в пищевой, там должен был открыться энергетический факультет, но так и не открылся, а документы я туда подал. Я 24 балла набрал, и тут зав. кафедрой эфирных масел говорит: «А давай к нам? У нас химия тут и т. д.». Я согласился, и остался верен эфирным маслам до конца своих дней. Ну, нельзя не любить эфирные масла. Они сейчас переживают небывалый бум. За последние 40 лет мировое производство эфирных масел увеличилось с 50 до 250 тысяч тонн в год. Таких темпов не знает ни одна отрасль сельского хозяйства. Чем это вызвано? Люди поняли, что синтетика, которая раньше заменяла эфирные масла — это плохо, потому сейчас их как натуральные продукты используют везде. Продукты питания, косметика, здравоохранение, фармация, ароматерапия — это всё эфирные масла. Сбыт большой, и не заниматься этими вопросами в Крыму, который всю жизнь был эфироносным — преступление.

На фото: роза эфиромасличная
На фото: роза эфиромасличная

Как Вы пришли в преподавательскую деятельность?

— Ещё работая в институте, я был заместителем директора по научной работе, и у меня возникала такая мысль, но в Украине тогда не было ни одного вуза, который бы выпускал специалистов именно в области парфюмерии и косметики или эфирных масел. Моё предложение о создании такой кафедры быстро нашло реализацию, и мы её образовали в 2000 году. Первый выпуск был в 2005 году, я возглавлял кафедру 12 лет, а затем передал бразды правления.

Одновременно с работой на кафедре, я был в науке. И я, конечно, больше исследователь, чем преподаватель, а это всё же две немного разные вещи. Преподаватель же имеет больше ответственности, потому как имеет дело с людьми, а исследователь по больше части работает с неодушевлёнными предметами. Но я считаю, что наука и образование должны быть объединены, и в России сейчас такая тенденция есть. У нас здесь сосредоточены все научные кадры: доктора наук, масса кандидатов, в том числе и молодых. И им нужна возможность заниматься наукой, и студентов привлекать к этому нужно, потому я считаю, что должен быть симбиоз.

Сейчас я работаю здесь профессором на полставки: веду магистров, с бакалаврами тоже готовим работы. Читаю лекции по оптимизации технологических процессов пищевой промышленности, иногда — общие лекции, связанные с эфирными маслами. Кафедра у нас выпускающая, но выпускаем мы небольшое количество специалистов — порядка 10-12 в год. Наши специалисты работают везде: в Норильске, в Екатеринбурге, в Подмосковье, в Краснодарском крае, в Молдавии. В Крыму работают и на технических предприятиях, и в частных фирмах, связанными с эфирными маслами. Краснодарские коллеги отмечают высокий уровень подготовки наших магистров.

Знаете, буквально год назад я смотрел репортаж из Азербайджана, где посадили 100 гектаров розы, и присутствовал при этом Президент Ильхам Алиев. Мне понравился вопрос, который он задал директору завода: «А у вас есть специалисты в области переработки?». А тот ответил, что нет, но будут искать, где их учат. Вот учат их у нас. Это уникальная специальность. Любые специальности Крымского федерального университета дублируются в других вузах, а вот наша — уникальна. Да, есть несколько кафедр в России, которые занимаются парфюмерией и косметикой, но переработкой сырья не занимается никто.

Будем надеяться, что всё будет хорошо: и отрасль возродится, и придут туда новые люди. А наша задача — передать им свои знания.