Найти тему

Раздаточный материал (карточки) на уроках иностранного языка. Зачем он нужен?

Оглавление

За год, наверное, столько карточек и накапливается, потому что постоянно их использую во всех классах.
За год, наверное, столько карточек и накапливается, потому что постоянно их использую во всех классах.

Раздаточный материал - это "специальные карточки, содержащие основные сведения по той или иной теме, задания или упражнения" (формулировку взяла из интернета). Обычно карточки применяют для того, чтобы разнообразить урок, сделать его более насыщенным и целенаправленным. Я чаще всего использую карточки как дополнение к учебнику, так как там не хватает того, что мне нужно.

Например, в учебнике недостаточно упражнений на тренировку и контроль лексики и грамматики, особенно на уровне текста. Как проще всего заполнить этот пробел, да ещё и дать возможность детям там писать (то есть быть активными)? Конечно, карточки! Это материал, с которым учащийся активно работает, пишет, подчёркивает, выделяет. Ну и сдаёт на проверку. Карточку легко и быстро проверить!

Карточки могут быть тренировочные или проверочные

Если тренировочные, то после выполнения работы мы вместе её проверяем, ребята берут ручку другого цвета или карандаш и сами исправляют свои ошибки, подписывают правильные ответы, если совсем не справились. Также подписывают перевод незнакомых слов. Во время тренировочной работы они не боятся ошибиться, спокойно думают, рассуждают. Просто потому, что знают - потом мы всё вместе проверим и разберём.

За тренировочные карточки я тоже часто ставлю оценки, но требования очень жёсткие: ни одной ошибки, подписаны незнакомые слова, то, что нужно - подчёркнуто/выделено, и правильно выполнено задание на обратной стороне. (Например, перевести 3 любых предложения или написать правило над которым работали - это они уже делают самостоятельно после проверки и обсуждения.) Далеко не все получают пятёрки, так как нужно всё услышать и всё выполнить, всё успеть. Но стараются все, даже слабенькие, потому что это доступное для всех задание.

Нужно обязательно давать детям время и возможность подумать и выполнить работу самостоятельно, а потом уже обсуждать результат.
Нужно обязательно давать детям время и возможность подумать и выполнить работу самостоятельно, а потом уже обсуждать результат.

Также можно запустить взаимопроверку, (хорошо работает с теми, кто хочет схитрить, сам не думает и ждёт общей проверки), тогда я собираю карточки, перемешиваю их и раздаю кому какая попадётся. Затем проверяем вместе. В этом случае можно не только исправить ошибки, но и поставить оценки, правда, совсем не обязательно в журнал.

Проверочные карточки (мини тесты) даются в конце пройденной темы для контроля. Обсуждаем мы их только на следующем уроке, после моей проверки.

Использую карточки очень часто, практически через урок

С их помощью можно, например:

  • отрабатывать и проверять лексику и грамматику на уровне предложений и на уровне текста
  • проверять понимание содержания текста ( есть хорошая техника gapped questions)
  • развивать навыки аудирования, для этого использовать тэйпскрипт или его фрагмент с пропущенными словами/выражениями (Послушайте и вставьте пропущенные слова)
  • давать опоры для устных/письменных высказываний (для пересказа, например)
  • просто раздать небольшой дополнительный текст для чтения

Кроме выполнения задания по карточке есть возможность поработать на обратной, чистой стороне: переведи любые два предложения; выбери предложение и замени в нём 2-3 слова; передай смысл одного из предложений/либо текста другими/своими словами и т.д. Часто это для тех, кто быстрее справился с заданием, чтобы не сидели просто так. Но таких учащихся всё больше и больше.

Лишние карточки (а они всегда остаются) обязательно собираю, они хранятся в специальной папке и очень даже хорошо выручают, когда кто-то из учащихся быстро выполнил задание и сидит без дела, (есть такие быстрые дети), я даю ему/ей любую карточку, а то и не одну на повторение. Повторять всегда полезно!

Оставшиеся карточки в дальнейшем обязательно использую, найду им применение.
Оставшиеся карточки в дальнейшем обязательно использую, найду им применение.

В отличие от сборников упражнений карточки - очень гибкий и удобный инструмент

Я сама контролирую в них и виды заданий, и содержание. Например, можно составить предложения или текст даже про кого-то из учеников (вот это будет сюрприз для них) или про себя или про наш город. Или связать грамматические предложения с пройденной лексикой, или с пройденным текстом. Да и такого разнообразия заданий, которое может придумать учитель, нет ни в одном сборнике. При этом проблемы списывания ответов с интернета вообще не существует. И если накопился хороший банк заданий у учителя в компьютере, то подготовить новые карточки, а точнее просто подкорректировать те, которые уже есть - быстро и просто. Распечатываем, режем и всё готово!

Кроме того, карточки способствуют хорошей накопляемости оценок, и что немаловажно - заслуженных хороших оценок у слабых учащихся. Ведь карточки заставляют работать каждого! Небольшой объём не пугает ребят, а наоборот, он их тонизирует. Время на выполнение всего 5-10 минут. (Зависит от задания) Ну и почти сразу видно результат, а это тоже очень важно.

А Вы часто используете раздаточный материал на уроках?