Представьте себе колоду карт таро. Что вы видите? Возможно, это Маг в его пышных красных одеждах с поднятой рукой над головой. Или смерть на коне в виде скелета. Или, может быть, вы думаете о Пустыне в сером, держащем свой фонарь и шагающем со своим посохом, как это было изображено на обложке альбома Led Zeppelin IV.
Смешно, но эти изображения не происходят из какого-то древнего текста, а из одной конкретной колоды карт, относительно новой в истории этого средневекового развлечения: Таро Райдера (или Rider-Waite-Smith). То, что вы вообще можете визуализировать карту Таро, вероятно, обязаны одному человеку — американскому бизнесмену Стюарту Р. Каплану, основателю и председателю U.S. Games Systems, Inc., который производит и продает колоду Rider-Waite с 1970 года.
Ну и, конечно же, художнице Памеле Колман Смит, которая создала 78 оригинальных рисунков для этой колоды.
Таро — довольно простая игра. Инструкции, при которых каждая карта помещается на свое место с определенной целью, поразительно просты и понятны даже новичку. Со временем и практикой карты начинают передавать настоящий смысл, заставляя нас заглядывать глубже в себя, размышлять о своих мотивах и указывать правильное направление. Но чтобы это достигло американской публики, потребовалась удивительная троица. Самая известная и популярная колода Таро в мире, первая, напечатанная на английском языке, Таро Райдера-Уэйта — это продукт интуитивного инсайта американского ученого-оккультиста конца 19-го века в Лондоне, британского творческого гения в области визуального искусства, который учился в Нью-Йорке и жил на Ямайке, и бизнесмена, первая книга которого была о техниках добычи угля и который случайно наткнулся на колоду Таро на ярмарке игрушек в конце 1960-х. Эти трое людей, по сути, единственная причина, по которой мы что-либо знаем о Таро.
Карты Таро имеют как длинную, так и короткую историю. Длинная начинается в Европе 15-го века, где 78-карточная колода — четыре масти (Жезлы, Чаши, Мечи, Пентакли) из 10 карт от Туза до десятки, каждая с дополнительными четырьмя "лицевыми" картами (Король, Королева, Рыцарь и Валет) плюс 21 карта Трамп, известная как Старшие Арканы, плюс Дурак — составляют традиционную колоду Таро. Без Старших Аркан, карты Таро почти соответствуют стандартной колоде игральных карт, корни которой уходят во Францию на несколько сотен лет раньше. К 15-му веку карты Таро активно использовались в популярных карточных играх, таких как Французское Таро (которое до сих пор широко играют) и итальянская игра тароккини.
Короткая же история касается использования Таро в гадании. В 1781 году Антуан Кур де Жебелен, французский масон и протестантский пастор, опубликовал книгу под названием "Первобытный мир", в которой расследовал мистицизмы древнего мира и их выживание в современности. Среди них он включил знаменитую французскую колоду карт, Таро де Марсель, которую связал с египетскими божествами Исидой и Тотом. Несмотря на то что его размышления на эту тему не основывались на каких-либо доказательствах, Таро теперь было связано с мистикой. Несколько других, в основном французских, писателей и оккультистов последовали за ним, написав трактаты и книги о мистических тенденциях и возможностях, которые предлагают карты, но гадание на Таро было далеко от мейнстрима.
Однако в Англии 19-го века интерес к всему оккультному превратился в настоящую манию. Внезапно миры знаний, сочетаясь с современным взглядом на психологию человеческого разума, открылись, и люди всех социальных слоев стали увлекаться контактами с духовным миром, чтобы узнать будущее или общаться с ушедшими. Христиане стали изучать Каббалу. Интерес к фотографированию призраков возрос.
Герметический Орден Золотой Зари, посвященный изучению оккультизма и одна из первых организаций такого рода, полностью принимавшая женщин наряду с мужчинами, был основан в Лондоне в 1888 году. Он назывался Храмом Исиды-Урании и был основан тремя масонами, которые также были членами Розенкрейцерского Общества Англии, эзотерического христианского ордена. Среди ранних членов Золотой Зари были Уильям Батлер Йейтс, Алистер Кроули и Артур Эдвард Уэйт. Позже из-за конфликтов было создано несколько отдельных храмов, в основном из-за известного оккультиста Алистера Кроули, который был известен своим экспериментированием с наркотиками, вольным стилем жизни и утверждением, что гомосексуальные желания не следует подавлять или игнорировать. Один из новых орденов включал в себя основателей современного английского Таро: Артура Эдварда Уэйта и Памелу Колман Смит.
Артур Эдвард Уэйт родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1857 году. Его отец ушел из жизни, когда Артур был еще ребенком, и его мать вернулась с семьей в Англию. Похоже, интерес к оккультизму у него возник после смерти сестры в 1874 году. Вскоре он присоединился к Ордену Золотой Зари, позже став масоном и розенкрейцером. Уэйт писал книги на различные оккультные темы, начиная с конца 1880-х годов. Его труды были хорошо приняты в мистических и академических кругах. Одна из его книг даже привела к тому, что молодой Алистер Кроули попросил у Уэйта совета. В конечном итоге двое стали "врагами", причем Кроули на протяжении многих лет атаковал Уэйта в своих произведениях. Но все это кажется неким театральным представлением, и кажется, Уэйт не вступал в дискуссии с Кроули. Это никак не замедлило продуктивную работу обоих авторов.
Возвращаясь к картам Таро. В 1908 году Британский музей приобрел черно-белые фотографии полной колоды карт Таро, теперь известной как колода Sola-Busca. Эта колода, датируемая примерно 1490 годом, была чрезвычайно особенной, и Артур Эдвард Уэйт знал об этом, когда пришел посмотреть на фотографии на выставке в музее вскоре после их поступления.
Прежде всего, это самая ранняя сохранившаяся полная колода Таро. Кроме того, это первая колода, в которой иллюстрированы все карты "pip": в предыдущих колодах у всех была карта 2 Мечей, но вместо полной иллюстрации на карте просто изображалось два меча. Эта колода иллюстрировала все карты одинаково, с полностью реализованными иллюстрациями, отличая свои масти от обычных игральных карт, и тем самым также затрудняя их восприятие обычным людям. Колода Sola-Busca станет источником вдохновения для Памелы Колман Смит, художницы, которую Уэйт выбрал для рисования своей колоды, и на самом деле несколько карт в обеих колодах почти идентичны по дизайну.
История Смит начинается в Лондоне, где она родилась от американского отца и ямайской матери. В детстве она путешествовала между Ямайкой, Лондоном и Нью-Йорком, а позже стала изучать искусство в Институте Пратт в Нью-Йорке под руководством Артура Уэсли Дауэлла, хотя так и не получила степень. В Лондоне она начала карьеру коммерческого иллюстратора и создала иллюстрации для стихотворного сборника Уильяма Батлера Йейтса, нескольких журналов, а позже иллюстрировала последнее опубликованное произведение Брэма Стокера "Логово белого червя" в 1911 году. Творчество Смит было ярким и уникальным, и в 1907 году фотограф Альфред Стиглиц (будущий муж Джорджии О'Киф) устроил ей персональную выставку в своей галерее Photo-Secession, первую выставку, на которой не было фотографий. Как и Уэйт, интересы Смит были разнообразными. Она публиковала свои книги о ямайском фольклоре, а также (короткое время) свой собственный журнал "The Green Sheaf", каждый выпуск которого нес в себе слова: "мой сноп мал, но он зелен". Смит была известна своим "вторым зрением" и рисовала картины, основываясь на видениях, которые она видела, слушая музыку. Она была введена в Герметический Орден Золотой Зари Йейтсом, который она присоединилась в 1901 году. Она отделилась от Уэйта, когда он покинул Орден, чтобы создать свою собственную группу.
Таким образом, благодаря их сотрудничеству, Уэйт поручил Смит создать 78 оригинальных рисунков для новой колоды Таро на английском языке, которую он хотел создать. В отличие от большинства предыдущих колод, Таро Уэйта предназначалось в первую очередь для гадания, поэтому изображения были намеренно насыщены смыслом. За шесть месяцев Смит завершила работу, опираясь, как предполагается, на письменные инструкции Уэйта для Больших Арканов и доверяя своему воображению в оформлении оставшейся части колоды. Колода Rider-Waite, как она стала известна, была опубликована в 1909 году компанией Rider в Англии. На следующий год Уэйт издал небольшое руководство по чтению карт для Rider, а в 1911 году он опубликовал свою полную книгу по этой теме, "Иллюстрированный ключ к Таро".
Рисунки Смит, созданные под руководством Уэйта, который предложил продуманный способ чтения карт для обычных людей задолго до того, как появилась профессия таролога, являются яркими и интуитивными. Хотя цель Уэйта была создать красивую колоду, ориентированную на искусство (и это ему удалось!), на деле они вдвоем создали колоду, способную со временем стать частью массового сознания.
Каждый из рисунков Смит вызывает в памяти ключевые фразы Уэйта — дивинаторные значения карт — так что даже совершенный новичок, вероятно, угадает их, бросив беглый взгляд на само изображение. Возьмите, например, Девять Мечей. На фоне ярко-черного задника изображено девять мечей, расположенных параллельно за фигурой, которая сидит на постели, скрывая лицо в руках. Изображение пустынно: что-то будит этого человека (и многие из фигур Смит андрогинны) в глубокой ночи. Это беспокойство или страх, или и то, и другое вместе? Взглянув на эту карту, вы сразу сочувствуете: у всех нас были такие бессонные ночи раздумий о прошлом, которое не изменить, или о настоящем, которое путает. И вы можете увидеть это на карте, даже не заглядывая в сопроводительный текст Уэйта.
Но вот его текст:
"Прямое значение: Смерть, неудача, выкидыш, задержка, обман, разочарование, отчаяние.
В обратной позиции (когда карта появляется вверх ногами во время гадания): Заключение, подозрение, сомнение, разумный страх, стыд."
Полный новичок в Таро, если его попросить описать эмоции, которые вызывает карта, возможно, не подберет точно такие же слова, но смысл определенно очевиден. Так же происходит с каждой картой, даже с теми, которые описывают более абстрактные мысли и чувства. Именно это слияние умов Уэйта и Смит дало нам колоду карт Таро, которую большинство из нас теперь знает как "Таро".
Когда Артур Уэйт умер в 1942 году, его некролог, опубликованный в Brooklyn Daily Eagle, назвал его автором "многих книг об оккультных явлениях". О его колоде Таро не было ни слова. Когда Памела Колман Смит ушла из жизни 16 лет спустя... ну, я не могу найти некролог на Смит. Карты Таро, никогда не будучи основным трендом, не исчезли, но и не стали особенно популярными.
Встречайте Стюарта Р. Каплана, выпускника Школы бизнеса Уортон в 1955 году. "Я в вашем распоряжении", - говорит он мне после нескольких недель пропущенных звонков, и начинает рассказывать свою личную историю. В конце 1960-х Каплан работал в Нью-Йорке, управлял шахтами в Западной Вирджинии и Пенсильвании, и в 1968 году отправился в Германию в командировку. По возвращении, в свободное время, он решил посетить Нюрнбергскую ярмарку игрушек из чистого любопытства. Он был не совсем неизвестен в мире настольных игр: он создал свою собственную настольную игру "Student Survival" в США, которая пользовалась умеренным успехом. Но когда он наткнулся на стенд швейцарской компании AG Müller & Cie, он обнаружил необычную колоду карт и был заинтригован.
Каплан тогда почти ничего не знал о Таро, но заключил сделку на импорт нескольких тысяч колод, известных как швейцарское Таро 1JJ, для продажи в США. Каплан нацелился на крупные книжные магазины, такие как Brentano’s, и добился такого успеха, что стал искать другие колоды Таро для импорта. Тем временем он написал первую из своих многих книг о Таро: "Таро для развлечения и предсказания судьбы", которая вышла в 1970 году. В 1971 году он начал продавать колоду Таро в стиле Марсель и написал вторую, более подробную книгу "Классическое Таро". В этой книге он углубился в историю Таро, и впервые написал о Артуре Эдварде Уэйте. Вскоре после этого Каплан начал переговоры с британской компанией, которая владела правами на колоду Rider-Waite, и, как он говорит, на тот момент не продавала колоды. Каплан не стал импортировать карты. Сотрудничая с Rider и имея благословение единственного живущего наследника Уэйта, его дочери Сибил, Каплан получил права на их издание в США.
Колода Таро Райдера-Уэйта, а также Таро в целом, никогда не были широко распространены. Но Каплан уже несколько лет продавал сотни тысяч колод Таро из офисов своей новой компании, U.S. Games Systems, Inc. в Стэмфорде, штат Коннектикут. И когда он начал продавать колоду Уэйта, произошел медленный, но верный взрыв популярности. «Я думаю, что полные иллюстрации всех карт, включая младшие арканы, являются ключом к долгожительству и популярности этой колоды», говорит Каплан. U.S. Games, у которой в настоящее время в печати около 50 колод и которая издавала сотни за все годы, печатает колоды несколько лет, а затем обновляет их. Только колоды Rider-Waite никогда не прекращались, и спрос на них, как говорит Каплан, всегда стабилен.
К середине 1970-х Таро начало становиться популярным в массовой культуре, и почти все колоды Таро людей приходились на одно и то же место — U.S. Games Systems, Inc. «Мы держимся на плаву, потому что мы посвятили все внимание Таро», говорит Каплан. «Компании появляются и исчезают: они напечатают одну колоду, а затем исчезнут. Мы никогда не сдавались», продолжает он, и благодаря Каплану и его компании карты Таро доступны и дешевы. «Если я вижу колоду на продажу на eBay», говорит Каплан, который также является увлеченным коллекционером игр, редких карт Таро и книг, «и она стоит 100 долларов или что-то в этом роде, это расстраивает меня. Если есть спрос на старую колоду, которая больше не печатается, мы просто вернем ее. Колоды не должны быть такими дорогими».
В 2006 году Каплан продал часть своей личной коллекции редких предметов Таро в аукционном доме Christie’s, некоторые отдельные карты были проданы за тысячи долларов. U.S. Games продает новые колоды за 20 долларов. «Я думаю, что Таро популярно, потому что каждая колода — это непостраничная книга», говорит Каплан. «Перемешайте их, и вы получите новую историю каждый раз»
Это свободный перевод статьи The Deck of Cards That Made Tarot A Global Phenomenon