Далеко не всем известно, что за несколько лет до прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера, Финляндия едва не стала второй в Европе после Италии страной, где власть в руки взяли откровенные фашисты. Финские ультраправые действовали при полном попустительстве властей похищали людей, меняли губернаторов, правительство, парламент и даже президента. Краткое описание истории наиболее влиятельного и мощного профашистского движения в Финляндии предлагается читателю в этой статье.
Предпосылки появления: «Активисты» против дьявола и «рюсся».
История праворадикального движения в Финляндии берет начало на рубеже XIX–XX веков. Именно тогда сложились первые организованные сообщества, выступавшие с ультранационалистических позиций и ведущие борьбу за отделение Великого Княжества Финляндского от Российской Империи. Наиболее известной и крупной партией «активного сопротивления» (их членов в Финляндии традиционно называют «активисты») был основанный в начале ХХ века «Союз силы», просуществовавший с 1901 по 1906 годы. Члены «Союза» в своей борьбе не гнушались никакими средствами. С началом Перовой Мировой войны «активисты» организовали вербовку и переброску финских добровольцев в немецкий 27-й Прусский Королевский егерский батальон, а также сами проходили там службу. Не будет ошибкой утверждение, что именно «активисты» стояли у истоков зарождения егерского движения в Финляндии и принимали живейшее участие в формировании «Белой гвардии» - шюцкора, таким образом напрямую способствуя победе «белых» в финской гражданской войне.
После её завершения, самые смелые мечты «активистов», казалось бы, начали воплощаться в жизнь. Их наиболее последовательный противник как на поле боя, так и в политике - старейшая в стране Социал-демократическая партия Финляндии (СДПФ) – была изгнана из парламента: из 92 депутатов-«эсдэков» сорок были вынуждены бежать в Россию, а пятьдесят взяты в плен победителями и ожидали своей участи в лагерях. Пятеро из них были казнены.
В стране установилась монархическая форма правления во главе с приглашенным на трон шурином германского кайзера Вильгельма II Фридрихом Карлом фон Гессен-Кассельским. Летом-осенью 1918-го как никогда были близки и осязаемы мечты о «Великой Финляндии». Шюцкоровские отряды вовсю орудовали в Беломорской Карелии, а в среде командования вооруженных сил Финляндии всерьез рассматривалась возможность военного похода на Петроград в помощь русским «белым». Но в ноябре 1918 года первая Мировая война завершилась поражением Германии и её союзников, а следом и иллюзии правых начали рушиться.
Под давлением Антанты уже осенью 1918-го возобновила свою работу СДПФ, 14 декабря отрекся от престола так и не побывавший в Финляндии король, а на состоявшихся 1-2 марта 1919 года парламентских выборах социал-демократы, т.е. левые, взяли полный реванш, забрав 80 из 200 мест и став самой крупной фракцией. Представлявшая интересы правых и монархистов Национальная Коалиционная партия (НКП) смогла провести в новый парламент всего 28 депутатов. Левые при поддержке центристов всё активнее ставили вопрос об отказе от монархической формы правления в пользу республики.
Эти обстоятельства заставили правых заговорить о необходимости защиты «завоеваний освободительной войны» и «идеалов Белой Финляндии». «Активисты» не без основания опасались, что в случае прихода к власти коалиции центристов и умеренных левых, о главной внешнеполитической цели движения – создании «Великой Финляндии», т.е. отторжении от России Восточной Карелии – можно будет забыть. Руководители егерей и «активистов» небезуспешно пытались склонить на свою сторону регента - фактического главу государства К.Г. Маннергейма. Уже в апреле при его прямой поддержке был организован очередной поход добровольцев в советскую Карелию, практически открыто поддержанный руководством армии и еще действующими властями, и едва не окончившийся взятием финнами Петрозаводска.
На «внутреннем фронте» Маннергейма уговаривали устроить государственный переворот, распустив парламент и отсрочив принятие новой формы правления. Но Маннергейм, не сумев заручиться поддержкой хотя бы одной парламентской фракции, на такой шаг не решился и 17 июля утвердил новую форму правления. Финляндия стала республикой. А 25 июля бывший регент потерпел сокрушительное и ожидаемое поражение на первых президентских выборах от центриста К.Ю. Стольберга: из 193 проголосовавших выборщиков за Маннергейма отдали голоса лишь пятьдесят.