Найти тему

Женщины Нового Завета: Пресвятая Дева Мария. Свидетельства Писания о Богородице

Прекраснейшая из женщин, смиреннейшая из смиренных и самая послушная из всех послушных – Дева Мария, Мать Господа нашего. Мария – особый сосуд, избранный и приготовленный Богом для рождения Сына Божия. Ее нельзя равнять с другими женщинами, потому что этой юной Деве Бог уготовал особую судьбу, особую роль и особую манеру поведения, исполнив ее Духом Святым в преизобильной мере. Мария – единственная, названная Благодатной (Лука 1,28).

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский говорит об этом так: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт.3, 16), теперь эту болезнь разрешает ей радость, какую приносит Деве ангел, говоря: «Радуйся, Благодатная»! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенна ты. Быть облагодатствованными значит получить благодать у Бога, то есть угодить Богу». Исходя из этого, всем христианам наших дней надлежало бы подражать ей во всем: в вере, в смирении, в послушании, в жизни, учиться у нее благоговейному отношению к воле Божией и так же терпеливо, жертвенно и мужественно проходить свое земное поприще.

История ее жизни известна частично из Священного Писания, а частично из преданий.

Все четыре евангелиста очень кратко останавливаются на важнейших вехах из ее жизни, через которые раскрывается ее чудесный характер. Они показывают благовестие Архангела Гавриила о рождении Марией Божественного Сына, ее обручение с Иосифом, посещение Марией Елизаветы, рождение Младенца в Вифлееме. Посещение пастухами, посвящение Иисуса Господу и встречу с Симеоном, посещение волхвов, бегство с Младенцем в Египет и возвращение в Назарет. Затем Мария и Иосиф с двенадцатилетним Иисусом посещают Иерусалим. Впервые, когда Иисус выступил на служении, мы видим Мать Его на браке в Кане Галилейской. Затем она с братьями Его пришла навестить Иисуса. И, наконец, Мария у креста Голгофы вместе с другими женами и Иоанном. После вознесения Христа она в числе сто двадцати молящихся находится в Иерусалиме. Таков краткий перечень событий из ее биографии, остановимся кратко на основных из них.

Итак, благословенная и прославленная у Бога и людей Дева Мария. Само ее имя Мария (по – еврейски Мариам) означает «возвышенная». Это имя, как нельзя лучше, подходит к ней – той, которая удостоилась родить на земле Сына Божия. Но не имя стало тем определяющим фактором у Бога по которому Он избрал Марию для того, чтобы она родила воплотившимся Слово Божие, а Сердцеведец увидел Ее внутренний мир, который все читающие Слово Божие могут увидеть сами.

Величайшее смирение Девы Марии перед волей Творца видно из ее диалога с Архангелом Гавриилом в день Благовещения. Вот как пишет об этом блаженный Феофилакт: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему»: я – дочка живописца; пусть пишет писец, что он хочет; пусть творит Господь, что Ему угодно. Очевидно, прежде сказанное: «как будет это» было выражением не веря, а желания узнать образ: то как если бы не верила, не сказала бы: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лука 1, 38). Из этого ясно видно то абсолютное подчинение воле Бога.

Следующее сообщение о Марии мы находим у Луки (1, 39-56) – посещение Елизаветы, а песнь Марии, после этого посещения, позволяет нам больше узнать об ее характере. Прежде всего она благодарит Бога: «Величает душа моя, Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лука 1,46-47). Здесь нет самовозвышения или самовосхваления. Скромность, которую Она проявляет несмотря на то, что удостоилась такой великой чести, очевидна.

Ее преданность и любовь к Богу проявляются в этой песне благодарности. Мария не начала благодарить Бога только после того, как Бог выбрал ее для этой особой роли. Дух благодарности всегда царил в ее сердце, и это была еще одна черта, расположившая к ней Бога.

Самообладание или терпение еще одна из черт Богородицы. Она смиренно и терпеливо перенесла все трудности пути из Назарета в Вифлеем, и то, что жить пришлось не в гостинице, а в пещере для животных. И в последующие дни она проявила не меньшее самообладание.

Когда пришли пастухи и рассказали чудесную историю о явлении им ангелов, она не стала дополнять их рассказ сообщением о явлении Ангела ей. Она «сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем» (Лука 2,19).

Прошло тридцать лет. И вот, Голгофа – Христос распят на кресте и Мария у креста (Ин. 19, 25). Она стояла, хотя сердце ее должно было разрываться, и видела, как мучается ее Сын, и знала, что ничем не может помочь Ему. Она стояла хотя разум ее, вероятно, изнемогал от вопросов, на которые не было ответа. О многом она передумала, уходя в себя в те годы, когда подрастал Ее Божественный Сын.

Её внутренние страдания прекрасно выражает богородичен Пятнадцатого антифона Великой Пятницы: «Видящи Тебя висима, Христе, Тебя Рождшая вопияше: что странное, еже вижду таинство, Сыне Мой? Како на древе умираеши плотию водружин, жизни Подателю?».

Дева Мария пребывала с верующими все темные часы, которые прошли от Голгофы до Воскресения. И последний раз о Марии в Священном Писании упоминается, что она была в горнице в день Пятидесятницы (Деян. 1, 13). Она исполнила ту роль, которая была предназначена ей Богом, дав тем самым пример всей своей жизнью, говоря через нее - предайте себя в руки Божьи и живите по Его заповедям, и вы исполните свое предназначение.

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь