США и ЕС пытаются привлечь на свою сторону бедные и развивающиеся страны, но пока все их усилия ограничивается лишь обещаниями, пишет "Политика". А между тем страны БРИКС уже начали действовать. Они работают сообща и постепенно формируют новый мир.
БРИКС в своей основе новая международный организация, которая вопреки стереотипам, оставшимся со времен холодной войны, не носит левый характер и не является примитивным антизападным союзом. Разногласия между странами внутри этой группы не мешают им действовать сообща и формировать новый мир.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В конце августа на саммите БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) было принято решение о принятии еще шести новых членов. Тем самым еще раз подтвердилась решимость развивающихся стран работать над реорганизацией международной системы. Это важный шаг к обретению равновесия на планете, но работа еще предстоит большая.
В конце лета дипломаты необычно активизировались. Только встретившись на саммите БРИКС в Йоханнесбурге, ведущая пятерка этой организации снова собралась на саммите "Большой двадцатки", который проходил в Нью-Дели десятого сентября.
Это получилось случайно, но разница между блоками буквально бросалась в глаза. Перед саммитом БРИКС царило убеждение, что ничего существенного там не произойдет из-за разногласий между Индией и Китаем. Однако группа проявила активную позицию и приняла шесть новых членов, включая Венесуэлу и Египет. Некоторые аналитики называют это событие "историческим перепутьем", а другие расценивают как явный блеф.
Однако ясно одно: БРИКС выглядит привлекательно в глазах многих, поскольку более 20 государств мира надеются вскоре присоединиться к этому объединению.
Саммит "Большой двадцатки" должен был ознаменовать возвращение Запада, который многие страны Юга все чаще провоцируют. Однако задуманное не удалось, и развивающимся странам не удалось навязать западную концепцию. Более того, даже произошел откат, если сравнивать результаты с прошлогодним саммитом на Бали.
В заключительном коммюнике, принятом большинством голосов, упоминается резолюция Генеральной ассамблеи ООН от марта 2022 года, в которой выражается сожаление ввиду российских действий. В сообщении говорится только о "конфликте на Украине". "Ранее представители Киева, такие как США и их союзники, отвергли эту формулировку, настаивая, что Россия несет определенную меру ответственности", — написал тогда "Файнэншл таймс".
Это стало ударом для Запада, который на протяжении прошлого года пытался убедить развивающиеся страны в необходимости осудить Москву и поддержать Украину. Юг осуждает этот конфликт, но не поддерживает и западную точку зрения на него.
Африканский союз присоединился к "Большой двадцатке" на таком же уровне, как и Европейский Союз. Этот шаг можно рассматривать как своего рода новый поворот, но мало вероятно, чтобы это изменило соотношение сил.
Американские власти и американские СМИ, чтобы смягчить разочарование общественности после саммита в Нью-Дели, принялись популяризировать предложение Джо Байдена о создании "коридора", который свяжет Индию и Европу через Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль. Речь о железнодорожных ветках, морском телекоммуникационном кабеле и газопроводе.
Урсула фон дер Ляйен выступала с воодушевлением: "Это намного больше, чем железная дорога или кабель. Это зеленый и цифровой мост, который свяжет континенты и цивилизации".
Однако до сих пор неясно, где именно пройдут трассы этого моста, да и финансирование пока невозможно.
На предыдущем саммите "Большой двадцатки" в прошлом году Джо Байден высказал идею о Глобальном инфраструктурном и инвестиционном партнерстве, пытаясь что-то противопоставить известному китайскому проекту "Шелковый путь". Но на этот раз доллары, который требуются для финансирования этого пути, находят медленно или не находят вообще.
В свою очередь, Россия, Индия, Иран и другие страны уже организуют другие коридоры, в частности Международный транспортный коридор Север-Юг, который связывает Россию, Иран и Индию и к которому вскоре присоединятся Турция, Казахстан и Оман.
Обещаний Запада не достаточно, чтобы склонить на свою сторону развивающиеся страны. Об этом свидетельствует успех саммита в Йоханнесбурге, как пишет "Монд дипломатик".
Чтобы понимать, как далеко зашел глобальный Юг, нужно напомнить, что сам акроним БРИКС предложил американский экономист Джим О'Нил. По его плану, группа должна была включать всего четырех членов, а последняя буква С означала лишь множество. Основной посыл заключался в том, чтобы подчеркнуть их стремительное развитие, и двое коллег О'Нила впоследствии так сказали об этом: "Если все пойдет такими же темпами, то менее чем через 40 лет экономики БРИКС смогут обогнать Большую шестерку (шесть самых богатых стран)".
Первоначальная четверка БРИК решила, что этот ранее абстрактный акроним станет реальностью и впервые собралась в России в 2009 году, а затем в Бразилии и через год в Китае. Там к четверке присоединилась Южная Африка, которая добавила букву С.
На Ближнем Востоке события развивались вполне ожидаемо, и на местной политической арене появился Иран, который еще в 2021 году стал членом Шанхайской организации сотрудничества вместе с Саудовской Аравией. В начале года под покровительством Пекина два государства восстановили дипломатические отношения, разорванные семь лет назад.
Поэтому можно предположить, что китайский председатель Си Цзиньпин был очень заинтересован в их присутствии. Но и индийский премьер Нарендра Моди, который в прошлом году принял иранского министра иностранных дел, в высшей степени поддерживал идею вступления Тегерана. Почему?
С одной стороны, индийский премьер Моди не собирался наблюдать, как Китай сам налаживает связи с исламскими странами. Индия поддерживает тесные экономические отношения с Ираном. Как мы уже знаем, существует "коридор" между двумя странами, и их торговля, хотя все еще довольно скромная по объемам, быстро растет, несмотря на давление Соединенных Штатов Америки. В прошлом году рост достиг 44% - 2,5 миллиарда долларов.
Означает ли это, что расширенный БРИКС можно считать новым нелиберальным, антизападным политическим блоком?
Последнее заявление пятерки не оставляет сомнений: БРИКС не хочет никакой альтернативной экономической модели. Как и любая западная организация, БРИКС придерживается принципов свободной торговли и государственно-частного партнерства под хорошо известным лозунгом "Государство платит, а частный сектор берет". Таким образом, БРИКС не противится "либерализации" и международному разделению труда. Другой вопрос, насколько по-разному Запад и БРИКС смотрят на эти процессы.
Таким образом, в геополитическом смысле рано говорить о формировании "антизападного фронта" или какого-то другого "фронта". Индия и Китай, два гиганта из этой группы, постоянно конфликтуют из-за границы в Гималаях. Как только завершился саммит в Йоханнесбурге, китайское Министерство природных ресурсов опубликовало карту своей страны, включив в нее территории, вокруг которых идет спор с Индией. Это отнюдь не новое заявление, но оно совершенно неприемлемо с точки зрения международного права.
Другие государства БРИКС ни в чем не рвут связи с Западом. Нью-Дели участвует в диалоге по безопасности, который инициировал Вашингтон ради борьбы с растущим Китаем. В ОАЭ и Саудовской Аравии остаются американские военные базы. А Египет, второй крупнейший получатель американской помощи после Израиля, дополнительно укрепляет свое партнерство с Вашингтоном в области безопасности.
Иными словами, ни одна из стран не требует полного пересмотра международного порядка. Вместе с тем они вынашивают планы по его постепенной трансформации.
Автор: П.О.Л.