Найти в Дзене
7Дней.ru

«Молодой Папа»: Шайа ЛаБаф в роли католического святого

Новый фильм от режиссера культового «Плохого лейтенанта».

   «Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма
«Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма

Италия после Первой Мировой. Ветераны фронта, вернувшиеся в небольшой городок Сан-Джованни-Ротондо, поначалу обрадованные дому, милому дому, постепенно понимают, что тот стал не очень-то и мил. Провинция за годы войны обеднела, и теперь единственный вариант для возвращенцев — работать на богача, прибравшего к рукам земли и сколотившего себе костяк телохранителей вне закона из числа все тех же ветеранов, вовремя сообразивших, к кому примкнуть. Впереди выборы, и крестьяне, вдохновленные идеалами социализма, планируют изменить положение в обществе, но власти, понимая, чем пахнет, выслеживают и рассаживают сторонников коммунизма по тюрьмам. Тем временем в город приезжает молодой монах Пио, способный исцелять раны и мучимый не только виной за то, что не отдал долг родине, но и искушениями самого дьявола.

   «Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма
«Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма

Тенденция российских прокатчиков локализовывать оригинальные названия фильмов с привязкой (или, вернее, примазкой) к известным тайтлам — не грех, однако за вот такое не лишним будет и покаяться. Само собой, новый фильм гениального маргинала американского кинематографа Абеля Феррары («Плохой лейтенант»), под конец жизни переехавшего в Италию, не имеет ни малейшего отношения и даже сходства с ехидным сериалом Паоло Соррентино с Джудом Лоу — ни стилистического, ни сюжетного, ни исторического. Вольная биография Пио из Пьетрельчины, самого «молодого» из канонизированных католических святых (таковым его признали в 2002 году), не включает в себя ни восхождение на ватиканский престол, ни таковые амбиции у священника, и тем более их не было в реальной жизни падре Пио (оригинальное название фильма именно таково). Без двух секунд богохульство, товарищи!

   «Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма
«Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма

Тем не менее стоит признать, что даже такой подход в случае с этим фильмом почти оправдан: в конце концов, и сам Феррара, взявшись за экранизацию жизни одиозного священнослужителя (его называли шарлатаном, который выжигал стигматы на руках), многие факты переврал, а кое-где просто приврал. Впрочем, это и не байопик в традиционном смысле слова — Пио здесь вообще выступает, скорее, важным связующим звеном в истории о зарождении не только социалистического движения в Италии, но и прорастающих в народной борьбе зернах будущего фашизма. После «XX века» Бертолуччи снимать об этом что-либо обстоятельно, в целом, бессмысленно, но Феррара и не из тех, кто во всем видит тень монумента. «Молодой Папа» — это типичный для режиссера фильм, мимолетная, поэтическая зарисовка о борьбе с искушениями мирской жизни, сквозь которую прорывается нечто большее.

   «Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма
«Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма

Самым монументальным тут выглядит безумец Шайа ЛаБаф , который не только самоотверженно сыграл центрального персонажа, но под конец съемок еще и принял католицизм. После его многочисленных скандалов и перфомансов это отчасти тоже выглядит как перфоманс, но не удивительно, если на деле мы видим исповедь: это актерская работа на разрыв, после такого либо и впрямь уверуешь, либо до конца жизни останешься тем грешником, которым был ЛаБаф последние годы. Однако его фигура не занимает и половины хронометража, и это явно сознательное решение.

   «Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма
«Молодой Папа», реж. Абель Феррара кадр из фильма

Полудокументальный по форме, неореалистический, как фильмы Пазолини (о котором Феррара уже делал фильм), этот несовершенный сгусток сермяжной правды о том, что такое страна, пережившая войну и горе, говорит, что искупление вины — дело не сиюминутное: в идеале к нему придется идти до края горизонта. Для режиссера, под конец жизни вернувшегося на свою историческую родину, картина выглядит как тот самый долг, что он отдает своим корням. И вопреки всем несовершенствам фильма — от драматургической разболтанности до некоторой банальности — это ощущение возвышенности в низком и поиск тонкого в грубости и впрямь подкупают.