Перед полноценным трудоустройством в "РЖД" я, как и любой порядочный студент, проходил производственную практику. Поработать мне посчастливилось слесарем на одном из ремонтных участков эксплуатационного вагонного депо. Наверное, мне следует рассказать, как же я обучался профессии слесаря подвижного состава? Ведь ремонтировать грузовые вагоны прохожего с подворотни не пустят, верно? Да, собственно никак я не обучался. Мне просто выдали "корочку" в отделе кадров, что я теперь полноценный слесарь 3 разряда. Естественно, удостоверение ремонтника было подписано всеми возможными преподавателями, заверено гербовой печатью о том, что я где-то когда-то прошёл обучение. Даже оценки стояли о принятии зачёта. Оказалось, что сдался зачёт без меня на тройки. Вот так вот. Учителя и причастные, конечно же, получили свою зарплату и премию за фиктивного ученика, ну, а я своё фиктивное разрешение на то, чтобы курочить неисправные вагоны и получать за это копеечную зарплату. На самом ремонтном участке меня встретили тепло - всему научили, показали, рассказали. Большинство из слесарей в нашей бригаде каждый день жаловались на свою проклятую работу и мечтали побыстрее уйти на пенсию. Да, для человека в возрасте таскать вручную тяжелые вагонные узлы, ворочаясь в грязи и мазуте, не очень приятная работа.
Здесь следует отметить отношение компании к охране труда работников и их безопасности. Каждый день меня подзывал к себе бригадир и молча без лишних комментариев заставлял расписываться в неком журналчике. Потом спустя уже годы я осознал, что это был за журналчик. Это был книга инструктажа работников. Что должен был сделать бригадир перед тем, как подсовывать мне эту книжечку? Правильно, рассказать о порядке работы, о технике безопасности и правилах проведения работ и тому подобное. Но ему, собственно, было лень пояснять это молодому специалисту, поэтому он просто молча подсовывал журналчик, чтобы потом, в случае чего, отчитаться, что обо всём рассказал и всех проинструктировал. Чем опасны такие пренебрежения в работе на производственном объекте повышенной опасности, коим является железная дорога? Тем, что рано или поздно, работники могут пострадать, ведь их должным образом не предупредили об опасности, должным образом не рассказали о необходимых требованиях безопасности. И этот случай не заставил себя ждать.
Каждую смену нам на ремонтные позиции подавали неисправные вагоны, иногда по несколько раз на дню. Бригадир ограждал путь, чтобы тепловоз не смог забрать вагоны и раздавить, не дай Бог, работников, бригада подходила к подвижному составу и ползала под ними на карачках, производя ремонт. В один прекрасный день, когда мы все дружно пошли отдыхать в каптерку после успешного завершения работы, я будучи молодым и зелёным специалистом, решил, что недостаточно сильно закрепил болты на поддерживающей плите поглощающего аппарата на одном из вагонов. Ну, я все-таки отличник учёбы, и допускать такое несоответствие на работе я посчитал просто недопустимым! Я взял гаечные ключи и направился к путям с неисправными вагонами. Подлез под нужный вагон. Как только накинул ключи на гайки, то услышал громкий голос:Чё тут делаешь? Уходи! Вагоны забираем!". Тишину тут же пронзил резкий гудок тепловоза. Это был составитель. Я покорно отошёл от вагонов и расстроенный направился к своим коллегам.Некоторое время спустя я осознал, что же всё-таки произошло, а точнее, что не произошло. Наш бригадир молча снял ограждение с пути, не оповестив об этом бригаду, при этом в сам момент забора вагонов свалил с путей пить чай и процесс окончания ремонта не контролировал никак. В результате данного упущения один из работников смог подойти к вагонам и спасло его от смерти только то, что составитель его случайно увидел... А если бы меня тогда не увидели под вагоном, который должен был вот-вот начать движение, то возможно, и не увидели бы вы эту статью.
А где собственно находились в этот момент сотрудники отдела охраны труда предприятия? Ну, поскольку участки депо были разбросаны по всей области, то и работники охраны труда сидели в другом городе. А ездить по всем участкам им было лень - у них вся работа идёт по графику один день работы через пять лет: оформили аттестацию рабочих мест и сидим до следующей аттестации. Вот и собственно и всё отношение к безопасности работников и охране труда в "РЖД" в одном очерке.
Второй день рождения я не праздную.... Дату своего спасения, я, к сожалению, не запомнил...