1. Общее правило
Пунктом 8 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено, что обучающимся предоставляется академическое право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности).
В соответствии с п. п. «а», «б», «г», «г.1», «г.2», «д» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности; ч. 6.1 ст. 163 Закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; а также ч. 3, 6, 7 ст. 14 Закона от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсрочка от призыва на военную службу представляется гражданам:
1) обучающимся по очной форме обучения по программам среднего общего образования;
2) успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по программе среднего общего образования;
3) обучающимся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета на подготовительном отделении федерального государственного вуза, включенного в Перечень организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2024/25 учебный год, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 31.05.2022 № 487;
4) обучающимся по очной форме обучения:
- в образовательной организации (в колледже или техникуме) по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования;
- в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (если обучающиеся не имеют диплома бакалавра, специалиста и магистра);
- в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)), по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки;
- по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;
5) обучающимся по основным профессиональным образовательным программам послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется на период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования. Для обучающихся на подготовительных курсах при вузах отсрочка дается на срок не более года и в случае принятия на обучение в год получения среднего общего образования. Успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по программе среднего общего образования получают отсрочку на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации.
Предусмотренная п. 4 отсрочка предоставляется один раз, за исключением случая предоставления первой отсрочки при обучении по программе бакалавриата. В этом случае гражданин повторно может воспользоваться отсрочкой при обучении по программе магистратуры (абз. 10 пп. «а», абз. 2 пп. «б» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности).
Указанные категории граждан подлежат призыву на военную службу, если они отказались от своего права на отсрочку от призыва, подав соответствующее заявление в призывную комиссию (п. 2.1 ст. 22 Закона о воинской обязанности).
Следовательно, право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением образования имеют студенты вузов и иных образовательных организаций, обучающиеся по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам:
1) бакалавриата, если обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
2) специалитета, если обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения высшего образования по программам специалитета;
3) магистратуры, если обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения высшего образования по программам магистратуры;
4) среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных образовательными стандартами.
При обучении по указанным программам отсрочка предоставляется только один раз, за исключением предоставления первой отсрочки при обучении по программе бакалавриата. В этом случае можно повторно воспользоваться правом на отсрочку при обучении по программе магистратуры (абз. 10 пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности).
Изложенное свидетельствует, что образовательный закон не вторгается в сферу действия закона военного, в то время как тот напрямую регулирует сегмент отношений с лицами, получающими высшее образование, в части их призыва на военную службу. Такая взаимосвязь законодательных актов зафиксирована на федеральном уровне при формализации предметов правового регулирования указанных отраслей права.
Так, из части 1 статьи 1 Закона об образовании следует, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Из преамбулы Закона о воинской обязанности следует, что он осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
2. Специальная норма
Указом Президента РФ от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» (далее – Указ о пилотном проекте) в целях содействия совершенствованию системы высшего образования, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы установлены следующие уровни высшего образования: базовое высшее образование и специализированное высшее образование; и уровень профессионального образования: аспирантура. Указ о пилотном проекте рассматривает магистратуру в качестве самостоятельного уровня высшего образования, который существует в форме специализированного высшего образования.
Из части 5 статьи 10 Закона об образовании следует, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Изложенное свидетельствует, что Закон об образовании рассматривает магистратуру в качестве самостоятельного уровня высшего профессионального образования. Формулировки Указа о пилотном проекте и Закона об образовании, определяющие статус магистратуры, не идентичны, однако в конкуренцию не вступают. Более того, в значительной степени они совпадают друг с другом. Постановлением Правительства РФ от 09.08.2023 № 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» (вместе с «Правилами реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования в 2023/24, 2024/25 и 2025/26 учебных годах»), далее – Постановление о пилотном проекте, определено следующее соответствие уровней образования, установленных п.п. «а» и «б» п. 2 Указа о пилотном проекте, и соответствующих им программ уровням образования и образовательным программам высшего образования, предусмотренных соответственно ч. 5 ст. 10 и ч. 3 ст. 12 Закона об образовании:
а) базовое высшее образование и программы базового высшего образования соответствуют высшему образованию - бакалавриату, специалитету и образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета;
б) специализированное высшее образование и программы магистратуры, программы ординатуры и программы ассистентуры - стажировки специализированного высшего образования соответствуют высшему образованию - магистратуре и образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры - стажировки;
в) профессиональное образование - аспирантура и программы аспирантуры соответствуют высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации и образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Таким образом, Постановлением о пилотном проекте установлено соответствие предусмотренных Указом о пилотном проекте уровней высшего образования уровням высшего образования, предусмотренным Законом об образовании.
3. Соотношение общего правила и специальной нормы
Изложенное дает основание утверждать, что в Указе о пилотном проекте и Законе об образовании речь идет об одном и том же предмете правового регулирования. При этом сфера поступления на военную службу в Указе о пилотном проекте не затронута, взаимосвязь законодательных актов федерального уровня (образовательного и военного законов) в сфере призыва на военную службу не изменилась, Министерство обороны РФ в число участником пилотного проекта не включено.
В совокупности это свидетельствует о необходимости в вопросах призыва на военную службу в той области общественных отношений, которые регулирует Указ о пилотном проекте, руководствоваться общим правилом, согласно которому право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра (п. 8 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании).
Более того, в соответствии с п. 5 Указа о пилотном проекте на обучающихся, осваивающих программы базового высшего образования, специализированного высшего образования и аспирантуры, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, имеющие государственную аккредитацию, а также программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Статус субъектов, получающих высшее образование в соответствии с Указом о пилотном проекте, приравнен к статусу субъектов, получающих высшее образование в соответствии с Законом об образовании. При этом, как уже отмечалось, полномочия Министерства обороны РФ по призыву на военную службу указанных субъектов остались без изменения.
4. Заключение
Вышеизложенное дает основания утверждать, что отсрочка от призыва на военную службу обучающимся по уровням образования, установленным Указом Президента РФ от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», предоставляется наравне с обучающимися, осваивающими программы: бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры – стажировки, подготовки кадров высшей квалификации и научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).