Углы установки колёс — так правильно называется сход-развал — это важный параметр ходовой части автомобиля. Если он отличается от заводских значений, то машина будет менее управляемой, а шины быстро придут в негодность. Рассказываем, когда, как и зачем делают сход-развал.
Углы установки колёс
Чтобы автомобиль был устойчивым на дороге и чётко реагировал на действия рулём, передние и задние колёса устанавливают под определённым углом. Эти параметры закладывают при проектировании шасси конкретной модели автомобиля. Учитывают габариты машины, вес и настройку подвески. Есть три параметра установки колёс — схождение, развал и кастор.
Развал
Развал — это угол наклона колёс относительно дороги. Значения могут быть положительными или отрицательными. При положительном развале верхняя часть колёс смотрит наружу относительно кузова автомобиля. При отрицательном колёса смотрят внутрь — стоят «домиком».
Схождение
Схождение — это сумма углов между продольной осью автомобиля и плоскостью, которая проходит через центры колёс. Схождение может быть положительным или отрицательным. Если посмотреть на автомобиль сверху, то при положительном схождении колёса будут смотреть в одну точку, а при отрицательном — в разные стороны.
Кастор
Кастор — это угол между вертикальной линией и линией, которая проходит через центры колёс. Он определяет положение колёс при повороте. При положительном касторе ось поворота наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — вперёд. Если кастор нулевой, то ось поворота совпадает с вертикальной плоскостью.
Когда нужно делать сход-развал
Углы установки колёс меняются при эксплуатации автомобиля. Во-первых, детали подвески изнашиваются, и регулировку нужно проводить под новые параметры элементов. Поэтому проверку развал-схождения нужно проводить раз в год.
Во-вторых, сход-развал нужно осуществлять после некоторых видов ремонта подвески и рулевых механизмов — например, после замены рычагов, рулевых наконечников и тяг, а также рулевой рейки. После отсоединения рычагов или тяг поставить колесо под тем же углом невозможно.
В-третьих, настройка развал-схождения нужна при установке колёс с другими параметрами. Например, если летом на автомобиле установлены диски диаметром 19 дюймов, а зимой — 17, то сход-развал нужно делать после сезонной замены колёс.
Что будет, если не делать сход-развал
Если углы установки колёс отличаются от заводских параметров, то автомобиль будет хуже управляться. Это может проявляться как на прямой дороге, так и в поворотах. Неправильная настройка может привести к аварийным ситуациям.
Также происходит ускоренный и неравномерный износ резины. Покрышки обычно «съедает» по внешнему или внутреннему краю. В такой ситуации как минимум придётся менять шины. А если вовремя не заметить износа, то покрышка лопнет, и тогда можно попасть в аварию.
В автомобилях, оснащённых системами стабилизации, могут появляться ошибки. То есть системы не будут работать, потому что они настроены под заводские углы установки колёс. Это также снижает безопасность передвижения.
Как делают сход-развал
Для настройки углов установки колёс используют специальные стенды. Без такого оборудования провести настройку невозможно. Наиболее современные устройства — 3D-стенды. Они создают трёхмерную проекцию автомобиля и дают наиболее полную информацию о настройках.
Автомобиль устанавливают на стенд и к каждому колесу крепят специальный датчик.
Затем в программе задают параметры автомобиля — марку, модель, год выпуска, модификацию.
Компьютер считывает положение колёс и показывает фактические значения. Затем с помощью регулировочных (или развальных) болтов меняют угол положения колеса, добиваясь заводских параметров.
Когда нельзя делать сход-развал
Перед регулировкой развал-схождения проверяют состояние подвески и ходовой части. Если есть люфты, то правильно настроить углы не получится. Нужно будет сначала заменить изношенные детали.
Если автомобиль побывал в серьёзной аварии и геометрия кузова нарушена, то отрегулировать развал-схождение также не удастся. Сначала нужно отремонтировать машину.
Нельзя сделать сход-развал, если колёсные диски имеют серьёзные деформации.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной