Гарем, а точнее харем (от арабского "харам" - запретное, священное место) - - закрытая и охраняемая жилая часть дворца или дома, в которой жили жёны мусульман, наложницы и их служанки, то есть женская половина дворца или дома. Посещение гарема было дозволено только хозяину и его близким родственникам. В турецком языке его аналог - saray (сарай). В русском языке бытовали слова "серальник", производное от слова "сераль", - российский помещик, заведший себе сераль (гарем) из крепостных девушек, и "серальки" - крепостные наложницы.
Как известно в исламе дозволено многоженство, и на это были свои причины. Войны и болезни оставляли много вдов и сирот и, чтобы они не оставались без защиты и средств к существованию, по закону братья или другие близкие родственники покойного обязаны были взять в жены этих вдов, чтобы заботиться о них и их детях, но никак не для собственных сексуальных утех, как это ныне преподносится. Взять же себе вторую жену просто так, потому что поднадоела первая, можно было только при условии согласия этой первой, а также при возможности дать обеим одинаковое материальное обеспечение и не обделить любовью и лаской ни одну из них. И так с каждой последующей женой. Поэтому в реальной жизни подавляющее большинство мусульман имели и сейчас имеют только одну жену.
Османские султаны, падишахи и шейхи имели бесчисленное количество наложниц не просто для услады, а для рождения наследников ( ведь детская смертность по те временам была очень высока, а династия должна была продолжаться) ну и конечно наложницы были служанками их женам, матерям, сестрам и дочерям.
Наложницы, в отличие от жён, были девушками подневольными, попросту - рабынями, поэтому были всегда милы и приветливы. И родственников у них не было или были они где-то далеко и ни на что не претендовали. Но дети от наложниц обладали всеми теми же правами, что и дети от жён.
Из всех женщин государства в самом привилегированном положении находились мать падишаха, его жёны, если он официально женился, и его дочери. Мать правителя воцарялась в гареме одновременно с тем, как её сын восседал на престол. Мужьям же дочерей правителя не разрешалось иметь ни других жён, ни наложниц. Обидеть жену такому мужу не приходило в голову даже в страшном сне - жена ведь сразу же пожалуется отцу.
Но в данном посте, речь пойдет о гареме Крымского хана. Восточные гаремы по сути мало чем отличались друг от друга, понятное дело у всех одно назначение - там жили женщины, которые в той или иной степени имели отношение к правителю. Конечно самые знаменитые и богатые гаремы, о которых мы знаем сотни легенд принадлежали Османским султанам. Всем известна Хюррем Султан она же Роксолана, жена султана Сулеймана, но при этом есть сведения и о других наложницах. А вот имена женщин проживающих в гареме крымского хана мало известны. Среди них можно выделить лишь Нур-Султан ханум, вторую жену хана Менгли Герая, его дочь Айше Хафсу, кстати по одной из версий, которой придерживаются турецкие историки, она мама того самого султана Сулеймана Великолепного и Диляру Бикеч, дюрбе которой сохранилось и поныне и известно благодаря "Бахчисарайскому фонтану" А.С. Пушкина.
Так в чем же различие крымского гарема от турецкого и многих других?
Анализ литературы и источников позволяет нам утверждать, что гарем крымских ханов отличался от других восточных гаремов, был более скромным, скорее напоминал большую семью, в которой действовали свои правила, устои. Вместе с тем, среди родственниц ханского дома существовала определенная иерархия и титулы. Кроме того, участие ханской матери, жен, сестер, дочерей в заседаниях государственного совета, в дипломатической переписке служит подтверждением высокого статуса и значимой роли женщин в жизни Крымского ханства. Рассмотрим некоторые аспекты из жизни этих женщин.
К тому же в отличие от Османских правителей, крымские ханы брали в жены девушек знатного происхождения, так как сами вели родословную от Чингизидов. И будучи под протекцией турецкого султана, не единожды позволяли себе, иногда даже весьма грубо, отказывать султану в его приказах. Так например известен случай, когда крымский хан Гази-Гирей поругался с султаном и отказался отправлять свою армию воевать в Персию, несмотря на то, что турки очень нуждались в его помощи. В письме к султану, Гази-Гирей указал тому на то, чтобы тот следил за своим языком и приказами, так как он всего лишь сын презренной наложницы, в то время как сам хан имел благородное происхождение по линии отца и матери.
Итак, согласно сведениям видного французского ученого, дипломата и политического деятеля Ш. Пейссонеля ханские дочери до замужества проживали обычно в гареме близкого родственника. Претендентом на руку ханской дочери или родственницы мог быть представитель знатного рода. Чаще всего их выдавали замуж за мурз рода Ширин, иногда за дворян других высокопоставленных родов и очень редко за знатных турок. Известно, что дочь крымского хана Менгли I Герая (1445-1515) Айше в 1511 г. вышла замуж за турецкого султана Селима I Явуза (1465-1520). Вот, что об этом писал турецкий путешественник Э. Челеби, посетивший Крым в XVII в.:
«Ширин-беи происходят от ханских дочерей и принадлежат к роду Чингизидов. Эти Ширин-беи раньше ханов завладели Крымом. Все Крымские ханы отдают своих дочерей за Ширин-беев. Поэтому они являются свойственниками ханам».
Об избранниках для крымских принцесс Пейссонель отмечал:
«Когда хан выдает замуж одну из своих дочерей или свою близкую родственницу, он выбирает всегда очень бедного дворянина, чтобы помочь ему разбогатеть. Приданное принцессы, выдаваемой замуж ханом, весьма значительно: необходимо, кроме того, что он дает деньгами и другими предметами, чтобы в приданном имелось еще то, что называется докъуз или девять, т.е. 9 раз 9 шуб, 9 раз 9 тюфяков, покрытых золотыми, серебряными и шелковыми тканями, 9 раз 9 покрывал, чрезвычайно богатых и 9 раз 9 пар простынь. Если хан не в состоянии сделать эти затраты, эти принцессы не выйдут никогда замуж».
Об особенностях свадебных традиций в ханский период известно, что когда хан выдавал замуж одну из своих дочерей или родственниц, назначался маршал бракосочетания который заботился о том, чтобы все происходило согласно правилам, и на него возлагалась обязанность сопровождать принцессу к месту ее назначения. Свадебный кортеж состоял из целого ряда богато украшенных повозок с приданным и сопровождался почетными гостями.
Несмотря на большое приданное и причастность к ханскому роду, свадьба для мурз являлась своеобразным почетным пленом. Французский дипломат считал, что они теряли свободу и покой, лишались своих наложниц, становились рабами гордости и ревности своих жен:
«Некоторые из них дошли, по отношению к их мужьям, до крайностей… Один Ширин мирза по прозванию Хаджи-Тиши, который женился на дочери Девлет Герая хана, сестре нынешнего хана, был принужден бежать и долгое время странствовать, чтобы укрыться от гнева своей жены».
Рассмотрим титулы, которыми наделялись женщины дома Гераев. Известно, что титул Анабеим присваивался матерям, а позже женам, тетям и старшим сестрам правящих ханов. Они присутствовали на заседаниях дивана (государственный совет Крымского ханства) и имели право голоса. В случае смерти анабеим ее титул мог быть передан сестре или иной близкой родственнице хана. Анабеим имела скромный, но полностью от нее зависимый круг придворных, из ханской казны ежегодно отчислялась ей солидная сумма. Кроме того, Анабеим имели нечто вроде юридических полномочий над своими подданными. Они разрешали распри гражданского характера, заключали виновных в тюрьму или налагали денежные штрафы. Юридическими администраторами с их стороны являлись киайи, они заседали у Чукуркапы, одной из дверей ханского дворца, ведущей в гарем.
Титул Улу-хани присваивался старшей из сестер или дочерей хана. Они имели доходы с пяти деревень, и подушную подать с части местного населения. Об этом известно следующее:
«Улу-хани, сестра Хаджи Селим Герая хана, имела доктора еврея, спасшего ее от болезни, угрожавшей ей несомненной смертью. Эта принцесса разрешила попросить ему в вознаграждение все, что он захочет. Доктор ограничился мольбой о том, чтобы она выпросила у хана приказ об освобождении евреев крепости, его соотечественников, от некоторых обязанностей, от которых ныне они свободны. Принцесса получила это. С тех пор подушная подать с евреев прикреплена к сану Улу-хани и евреи, в благодарность за это благодеяние, доставляют принцессе, которой пожалован этот сан, все необходимое для ее дома, как дрова, уголь, кофе и многие другие припасы этого рода».
Третий сан в иерархии ханского гарема – это Каснадар-бикеше или казначей внутренних покоев дворца. Данный титул ниже первых двух, тем не менее, хан жаловал его одной из своих жен. Большой интерес представляет участие ханских жен и дочерей в дипломатической переписке. Наиболее подробно изучена переписка представительниц ханского дома с российским двором. Здесь также наблюдается своеобразная иерархия. Так, например, по своему положению Анабеим стояла выше ханских жен, поэтому в наказах послам и гонцам о передаче «поклонов» и в росписях «поминков» ( это такие выплаты, по типу дани) их грамоты предшествовали грамотам ханских жен и дочерей. Большинство посланий женщин дома Гераев краткие, стандартные, с формально-стереотипными заверениями в дружбе. В переписке обычно женщины заказывали ткани для одежды и русские меха. Известно также, что они не только заказывали, но и сами преподносили подарки в знак уважения.
Так, например, жена крымского хана Менгли I Герая (1445-1515) Нур-Султан вела постоянную переписку с великим князем Московским Иваном III. Она обычно просила для себя дорогие ткани и меха, но и сама не оставалась в долгу. В 1494-1495 гг. Нур-Султан совершила паломничество к святыням мусульман, после чего прислала русскому князю в подарок своего иноходца, на котором совершила хадж. В письме к Ивану III она писала:
«Сухой бы поклон не был, молвя, к Мекке на котором иноходце сама ездила, с Ахчюрою есми к тебе послала».
В очередном письме Ивана III к Менгли I Гераю высказывалась благодарность его супруге Нур-Султан за преподнесённый ею великому князю подарок «зерно жемчужное велико».
В Главном архиве древних актов в Варшаве находится одно из крупнейших в мире собрание документов Крымского ханства XVI-XVII вв. В данном архиве сохранился комплекс документов матерей, жен и дочерей крымских ханов – всего 32 письма. Перечисленные выше документы написаны арабской вязью на староосманском языке. Предположительно, письма готовились в ханской канцелярии, подтверждением тому являются их стилистика и однотипность. Один из документов был заверен печатью – это письмо Ханике (мать хана Джанибека) великому князю литовскому и королю польскому Сигизмунду II Августу от 17 июня 1572 г. В основном в письмах авторы поздравляли монархов Речи Посполитой с коронацией, либо требовали от королей и членов польского правительства уплаты традиционной дани, но и призывали их жить в мире с ханом. Характерно, что ханши направляли письма с собственными гонцами, входившими в состав многочисленных посольств Крымского ханства в Польшу. Среди гонцов известны имена Типи-бека, Тав-мурзы, Миколы, вероятно из числа крымских украинцев.
Таким образом, сведения о титулах, иерархии, содержании, полномочиях женщин принятых в гареме Крымских ханов служат свидетельством уважения и почитания женщины. Участие в дипломатической переписке подтверждает значимую роль женщин дома Гераев не только внутри Крымского ханства, но и за его пределами.