Найти в Дзене
Нить разговора

«Грех» (2019) - фильм о Микеланджело, который Андрей Кончаловский просит смотреть без попкорна

Андрей Кончаловский сумел найти человека похожего на этот портрет Микеланджело

и создать неплохой (что приятно – достаточно простой) фильм.

-2

Микеланджело в фильме показан прежде всего как человек. Не как творец…

Он жаден на деньги… Полученные заработки или авансы он тратит на покупку недвижимости… Но покупает её на имя своего отца… И стремится делать это незаметно…

Его родственники хорошо одеваются (камзолы), хорошо питаются, ездят на экипажах…

Себя он во всём ограничивает, живёт как бомж. Как чудик, который разговаривает сам с собой и не старается скрывать свои странности… Своих учеников и подмастерьев он кормит одной и той же дешевой треской…

Он очень подозрителен, своих подмастерьев постоянно в чем-то подозревает…

-Ты процитировал Боккаччо? Почему ты скрывал от меня свои знания? Кто тебя подослал?

И в то же боится остаться один. Гонит и тут же спешит вернуть неугодных…

Он всем недоволен. Флоренция – "продажная женщина", кладбище его любви. "За что любить тебя и что ты сделала с теми, кто тебя любил?", Рим - ненавистный ему "город пилигримов и проституток".

В начале фильма он идёт пешком на похороны дяди (экономит!) … Изображением этой же извилистой дороги, как часто принято в кинематографе, фильм будет и заканчиваться…

Вдоль дороги на быках крестьяне пашут землю…

-3
-4

Быки необычные, впечатляющие… ЗЕБУ какие-то…

ЗЕБУ вот такой:

-5
-6

В фильме быки другие…. Мощнее, красивее.

И они проходят через весь фильм…. Не только там, где нужно везти огромные глыбы мрамора…

-7

Быки в кадре постоянно… Что хотел сказать этим автор??? И почему ни один комментатор или автор отзыва не написал, что в фильме много красивых, мощных быков… намного больше, чем нужно…

-8

Хоронят завернутого в саван дядю.

-9

Микеланджело рядом с отцом.

В начале фильма Микеланджело завершает роспись потолка Сикстинской капеллы…. Ему не дают осмотреть своё творение, самому принять его… Леса снимают без его разрешения… Все в восторге… Микеланджело зря опасался, что ошибся в пропорциях…

-10

В таком виде Микеланджело преграждал дорогу чопорной Святой Инквизиции.

-11

Приличный молодой человек напротив Микеланджело – это Рафаэль.

-12

Микеланджело обвиняет: «Ты крадешь идеи у меня, у Леонардо, у Перуджино!» и, убегая от Рафаэля, кидает в него камнями…

-13

Судя по фильму, после росписи Сикстинской капеллы

-14

Микеланджело стали называть «божественный»,

что сблизило его с Данте, автором «Божественной комедии»…

Микеланджело ночует в каком-то замке… И маркиза-хозяйка оставляет его ночевать в той башне, где прятался когда-то Данте… где в шкафу, есть потайная дверь, выводящая в горы…

-15

В кадре владельцы замка

-16

А это башенка, где приговоренный к смерти Данте прятался и любовался восходом луны.

Разница во времени 200 лет, если не больше…

Данте умер в 1321 году, а фрески на потолке Сикстинской капеллы Микеланджело закончил в 1512г…

Но по фильму, как будто Микеланджело входит в комнату, где ещё совсем недавно останавливался Данте… Микеланджело боготворит Данте, знает наизусть «Ад» из его комедии… И хочет, чтобы он явился ему…

В фильме я увидел только двоих мастеров той эпохи… Рафаэль и Сансовино.

Все комментаторы говорят о том, как поданы отношения Микеланджело и Рафаэля… Они соперничают… И уважение друг к другу скрыто за колкостями и чем-то таким…

Никто не говорит про Сансовино… Сколько глупых условностей в человеческом мире…. Не пропел про Сансовино песню Филипп Киркоров, и всё: забудьте о нём, значит его и нет… Про Рафаэля пел, значит Рафаэль есть…

Послушные массы так и делают….

А ведь Сансовино в фильме присутствует значительно больше, значительно чаще…. И он скульптор… Он этим ближе главному герою…

Я смотрю сейчас на работы Сансовино и пытаюсь оценить. Действительно они уступают творениям Микеланджело, или это есть просто традиция чтить одного и обходить вниманием второго…

Вот работы Сансовино:

-17
-18
-19
-20

В фильме за Микеланджело борются 2 знатных рода. Делла Ровере и Медичи. Требуют, чтобы он работал на них и только на них…

Папа Юлий 2 (это по его указанию Микеланджело расписывал своды Сикстинской капеллы) был из рода Делла Ровере. Он при жизни заказал себе гробницу у Микеланджело, но мастеру некогда ей заниматься… Он же расписывает капеллу…

А тут Юлий 2 умирает, на престол сажают Льва 10-го из рода Медичи… Он такой неприятный в фильме. Вроде молодой, но весь опухший, больной…

-21

Племянник Юлия 2-го герцог Урбинский всё равно требует от Микеланджело завершения работы над гробницей дяди…

При этом нам показан человек, который не спешит исполнять заказы покровителей… В фильме он больше ищет мрамор… Он лазит по горам, общается с добытчиками мрамора…

Медичи не хотят платить за доставку мрамора из Каррары. Они требуют от Микеланджело, чтобы он начал добывать мрамор на каменоломнях Пьетрасанты, которые находятся на их землях…

Время было жестокое… Удивительно, как Микеланджело умудрился прожить 88 лет….

Гуманным в фильме кажется эпизод, когда Медичи изгоняют герцога Урбинского из его резиденции, и дают ему возможность надеть кальсоны и ускакать…

Фильм не очень кровавый, много сцен насилия и смерти остается за кадром…

Слуга герцога, который подкуплен и впустил Медичи, вроде бы тут же был убит…

Ученик самого Микеланджело выдал его. Рассказал, что мастер тайком переводит деньги своему отцу. С его слов, признание он это сделал после того, как был помещен в клетку и опущен в реку….

Микеланджело захотел перевести к себе в мастерскую «монстра»: мраморную глыбу, такого большого размера, который никогда прежде не транспортировали… Тут уже Микеланджело готов сорить деньгами…

-22
-23
-24

При перетаскивании этой глыбы не выдерживает железный крюк… Гибнут люди…

Микеланджело сам хватает в руки молот и идёт к кузнецу… Но тот уже лежит в луже крови с пробитой головой…

Микеланджело понравилась дочь одного из «мрамородобытчиков». Он видит в ней Мадонну…

-25

Но девушка принесла в дом позор, она забеременела от одного из учеников Микеланджело… И вновь Микеланджело показан щедрым человеком… Он устраивает молодым свадьбу…

-26

На этом кадре Сансовино говорит: «Чему вы радуетесь? Микеланджело предаст вас всех. Но я готов ему всё простить. Он гениален!»

А тут бык.

-27

Но свадьба заканчивается трагедией… Микеланджело просыпается за столом, на него с потолка капает кровь…. Он поднимается наверх… и видит убитыми жениха и невесту…. Может быть это ученик Пеппе, которого он недавно прогнал???

-28

По улицам городов и тогда бегали стаи собак…. Микеланджело чуть не загрызли…

С окон домов на улицы беспардонно выплескивали воду, помои….

Но фильм не кажется грязным и жестким…

Мне понравился ряд моментов.

Колено на скульптуре «Моисей».

-29

С создания колена Микеланджело начал свою работу над этой скульптурой. Об этой скульптуре я знал из «Своей игры». Судя по фильму, это не самостоятельная скульптура, а часть гробницы Юлия 2-го.

-30

Понравилась роль Юлии Высоцкой. Маленькая, но очень достойная роль. Дама с горностаем.

-31
-32

Понравилось то, что в титрах ярко подана фамилия генерального продюсера Алишера Усманова. Обычно такие имена скрываются за разными банками, корпорациями, ассоциациями, студиями… а зачем?!

Понравилась простота.

Понравились детали того времени. Савонаролу нельзя вспоминать. Рядом с кожевниками нельзя жить из-за отвратительных запахов. Римляне толкнутся возле слона Льва 10-го, подарок португальского короля.

Понравился момент в конце фильма, где проговариваются идейные аспекты, где можно поискать ответ на вопрос, «а почему фильм так называется?»

Спасибо за внимание.