В 224 году наместник Персиды (Парса) Ардашир, сын Папака принял титул «царя царей». Его отец к этому времени уже умер, а старший брат погиб, как считается, в результате несчастного случая. Другие братья добровольно отказались от притязаний на власть, однако через некоторое время Ардашир приказал убить их всех, чтобы предотвратить возможное в будущем предательство.
Ардашир провел ряд военных кампаний на востоке и западе, покорив оставшиеся поначалу верными свергнутым Аршакидам области, отвоевав часть территорий у римлян и подведя под свою руку еще некоторые земли.
Сами жители прежде находившихся под верховной властью Аршакидов сатрапий традиционно прежде всего позиционировали себя как народы своих регионов, а потом уже как подданные верховного царя. Поэтому они не придавали принципиального значения, представители какой династии – парфянской или персидской, называются «царями царей». Современники не считали, что стали подданными какой-то другой державы, полагали, что сменились лишь династия и этническая принадлежность верховных правителей. Тем не менее, в историографии Парфянское царство, управляемое Аршакидами, и созданная из его вновь объединенных Ардаширом провинций новая держава Сасанидов рассматриваются как два разных государства.
Парфия, строй которой был основан на типичной для Древнего Востока неограниченной (по крайней мере, формально) и прямой власти правителя и его наместников традиционно относится к древним цивилизациям. В государстве же Сасанидов постепенно развивались уже свойственные Средневековью феодальные отношения, возрастала политическая роль знатных землевладельцев, получавших доход от податей и повинностей, которые несли им пользовавшиеся их землями деревенские труженики.
Ардашир, придя к верховной власти, разместил свою столицу одновременно в двух городах, располагавшихся друг против друга по обоим берегам реки Тигр в Месопотамии: древнем Ктесифоне, возникшем еще в XIV в. до н.э. при Вавилонской цивилизации, и в основанной Селевком Селевкии. Ктесифон, в сущности, и был столицей Парфянского царства, но Ардашир приказал соединить оба города плавучим мостом через Тигр, превратив их в единое поселение.
Стремясь упрочить свою неограниченную власть над всей обширной державой и единство той, верховный царь отменил древний принцип, согласно которому наместники провинций одновременно являлись и командующими расквартированных в них воинских контингентов. При Ардашире войска были выведены из подчинения наместникам и переподчинены отдельным назначаемым верховной царской властью комендантам.
Ардашир продолжил военное противостояние с Римом; в 228 г. его войска захватили часть римских владений к западу от реки Евфрат. В ответ на требование римского императора Александра Севера соблюдать установленные ранее границы персидский царь посоветовал тому довольствоваться владениями на европейском континенте и уйти из азиатских земель, которые когда-то принадлежали Ахеменидской Персии.
В начале 230-х гг. Александр Север лично предпринял поход против Ардашира, однако результатом антииранской кампании римлян было только восстановление прежних границ между двумя империями, обусловленное заключенным в 232 г. мирным договором.
Около 240 – 241 гг. верховную власть в обширной восточной державе и титул наследует сын Ардашира Шапур I. По некоторым неподтвержденным сведениям это случилось еще при жизни отца, поскольку тот якобы остаток жизни решил посвятить благочестивым делам.
Полная версия статьи на нашем сайте:
Если было интересно, не забудьте про 👍. Спасибо, что заглянули к нам👀. Позитивной осени🍁 🍂
Читайте здесь же в ленте:
Автор: ©history-thema.com / Условия копирования на сайте