Забавная публикация появилась в одном из американских массовых иллюстрированных изданий, но со смыслом. Искусственному интеллекту дали задание - показать, как выглядят европейские туристы из 17 стран в соответствии со стереотипными представлениями американцев о каждой стране. А затем - как выглядят типичные американцы из 50 штатов, согласно стереотипным европейским представлениям об Америке. Изображения были созданы с помощью генератора изображений AI Midjourney. Программное обеспечение сгенерировало, скажем так, обобщенные портреты, их опубликовали в этом издании, но с оговоркой для политкорректности, мол, некоторые из них могут заключать в себе потенциальную предвзятость, иногда создающую эффект насмешки. Все претензии, граждане, к искусственному интеллекту!
По меньшей мере, два миллиона человек из Европейского союза и Соединенного Королевства ежегодно посещают Соединенные Штаты, чтобы осмотреть достопримечательности и пообщаться с американцами. Вероятно, у американцев, по многим отзывам, зацикленных на себе, сформировалось некое собственное мнение о том, как выглядит типичный турист из той или иной европейской страны. Это и было реализовано ИИ, системой, создающей изображения на основе текстовых подсказок.
Нам неизвестно качество этих подсказок, на базе какого количества мнений они формировались. Скорее всего, эта информация собиралась в сети по определенным алгоритмам. Но результат интересный.
По данным The tech, американцы, например, полагают, что французы всегда одеваются так, чтобы произвести впечатление, выделиться среди других, даже путешествуя по Гранд-Каньону, фантастически живописному месту, но суровому, дикому и опасному.
Насчет шотландцев американцы уверены, что они носят традиционный килт, куда бы ни отправились, даже в нью-йоркское метро. Уверен, этот «шотландец» выглядел бы гораздо комичнее, если бы ИИ поместил его в будничную атмосферу вагона нью-йоркской подземки, набитого наркоманами, татуированными полураздетыми афроамериканцами и прочими пестрыми особями неопределенной гендерной принадлежности. Заметим, более 350 000 шотландцев ежегодно посещают США.
По мнению американцев, у всех польских мужчин торчащие темные бороды и слегка звероватый вид. Что с них взять, славяне… ИИ почему-то поместил польского туриста поблизости от горы Рашмор в Южной Дакоте. В её гранитной горной породе высечен барельеф высотой 18,6 метра, содержащий скульптурные портреты четырёх президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна. Очевидно, ИИ подметил, что поляков с их историческими претензиями на собственное величие тянет приобщиться к именам, связанным с «основанием, ростом, сохранением и развитием Соединенных Штатов Америки», перед которой они немеют от почтения.
Надо сказать, стереотипы – обоюдоострая вещь. С одной стороны, как без них? Ведь изначально они возникли, как ментальные ярлыки, чтобы помочь человеческому мозгу ориентироваться в окружающем мире. А с другой, они, несомненно, оказывают немалое влияние на отношения между отдельными людьми, социальными группами и даже целыми народами. При этом стереотипы содержат порой искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта. В таком случае их называют предубеждениями или предрассудками. Например, западные и особенно израильские карикатуристы немало сделали для демонизации в сознании своей публики образа мусульманина - непременно террориста со всеми устрашающими атрибутами: калаш, темные очки, торчащая борода, пояс «смертника», за спиной – РПГ. Вспомним нашумевшую историю с карикатурами в «Шарли Эбдо».
В нашей истории ИИ показал и то, как выглядят американцы из всех 50 штатов, используя стереотипные европейские представления, по-видимому, тоже «вытащенные» из интернета.
Арканзасцы, по мнению ИИ, выглядят простаками. Это бывшая часть французской Луизианы, штат, благополучие которого, кроме прочего, основано на хлопке, сое и рисе. Есть от чего отчаяться в век высоких технологий!
Аризонец в результате европейских изысканий ИИ почему-то попал в категорию любящих выпить людей. В образе типичного жителя этого штата мы видим мужчину с почти дюжиной бокалов пива перед ним.
Алабама – штат ураганов, торнадо и тропических циклонов… Заместивший коренных жителей, индейцев, типичный житель Алабамы в представлении европейцев выглядит сурово, у него голубые глаза и не хватает нескольких зубов во рту… Но обязательная американская улыбка присутствует. Бедность… Не слишком процветающий штат… Где деньги взять на дантиста?
Деньги, те самые, в которых купается Нью-Йорк, как думают европейцы-туристы, которым не показывают его трущобы… С Нью-Йорком, в расхожих представлениях иностранцев, ассоциируется богатство, успех и процветание!
Вайоминг, «Штат равноправия», занимающий в Америке последнее место по численности населения, а для европейца – это ковбой на мускулистой лошади, отчаянный рейнджер, персонаж вестерна, в общем, неподражаемый Клинт Иствуд…
Изначально термин «стереотип» использовался в типографском деле. В современном понимании его первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в своей знаменитой книге Public Opinion («Общественное мнение»). Липпман использовал это понятие больше в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания. И критиковал средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов для манипулирования аудиторией. Стереотипы рождают предубеждения, часто используемые правящими силами для формирования определенного общественного мнения, чтобы помогать заказчику пропаганды – политикам, военным, бизнесменам, спецслужбам - добиваться поставленных целей. Получать поддержку, в частности, на выборах, для подавления политических оппонентов, при организации военных вторжений, для проведения реформ и принятия законов, которые, как оказывается впоследствии, не отвечали интересам обычных людей.
В галерее иностранных туристов, портреты которых «нарисовал» ИИ, нет туриста из России, однако не трудно представить, как бы он мог выглядеть. Мы уже давно сталкиваемся с тем, что стереотипы являются мощным оружием в информационной и ментальной войне против России. Во времена СССР подобная наглядная пропаганда тоже существовала на Западе. Однако образ страны Советов, особенно после Победы над фашизмом, было трудно поколебать в мировом общественном мнении. У СССР с его идеями гуманизма, справедливости и развития, равноправного будущего для всех народов Земли вне зависимости от расовой и религиозной принадлежности, прославления человека труда и отрицания эксплуатации – было огромнее число сторонников. Что приобрела Россия, ломая свои исторические и культурные основания, устремившись в объятия так называемой «мировой цивилизации», думаю, здесь объяснять не надо.
Стереотип «водка, балалайка, медведь, К(Ф)ГБ» существовал в западном сознании и в советские годы. В перестройку к этому набору добавился А. Шварцнеггер в форме милиционера в ушанке. Как говорится, милостиво «очеловечили» дикарей. В 1998 году в блокбастере «Армагеддон» (реж. Майкл Бэй) с Брюсом Уиллисом, хотя и использовано стандартное клише про русских, которое «любили» в американских фильмах, есть все же выражение неких симпатий к ним. Космонавт Лев (в исполнении шведского актера!) предстал перед зрителями в шапке-ушанке, он беспрерывно сквернословил и все технические проблемы решал с помощью лома, кувалды и чьей-то матери. Но все же сильно помог команде спасителей Земли.
Но недолго музыка играла. Едва в России посмели заговорить о каких-то там, немыслимых для глобального истеблишмента «национальных интересах», о том, что НАТО вроде как и не совсем «оборонительный Альянс», нас, хоть и «буржуинских», по словам российского президента, решили быстро поставить на место и … понеслось.
Пропагандистская вершина для планктона, каковым считают всех, кроме себя, на Западе – эпизоды из последних серий 21 сезона, увы, популярного и в России, особенно среди подростков, мультсериала «Гриффины» (22 год). Эпизод называется «Из России с любовью… ». Эту версию сценаристов можно однозначно назвать даже не развесистой, а забористой клюквой… Три члена семейки — 18-летняя дочь Мэг, говорящий пес Брайан и малыш Стьюи ищут злобного русского хакера из Челябинска, взломавшего у них сайт, для чего едут в этот жуткий сибирский город. Там все беспробудно пьют и читают газету «Россия вчера». С первых кадров зритель видит, что милые американские путешественники приехали в серую разваливающуюся страну, где все ненавидят друг друга, живут в грязи и обожают немытую свеклу прямо с грядки. Здесь ФСБ всегда рядом, усыпляя несогласных с помощью дротика, а президента служащие ласково зовут «папой»
Хакера находят, это Иван, у которого, по его рассказу, родителей разорвали бездомные собаки. Он делает Мэг предложение на кладбище и дарит ей кольцо, снятое прямо с пальца скелета матери… В финале же открывается, что Иван охмурял Мэг только для того, чтобы получить грин- карту и уехать из этой проклятой страны в светлую и великую Америку. В итоге, кажется, его оприходует ФСБ… А как иначе? В общем, и без усилий искусственного интеллекта ясно, с какой любовью и изобретательностью американцы навязывают свои стереотипы и штампы о русских и России, распространяя их по всему миру с помощью вроде бы безобидного мультика.
Печально, что в России находятся поклонники-мазохисты подобного примитивного «варева».
Антон Шихлинский