Встреча Атмана (личной души) с Параматмой (Высшей Душой - Богом), говоря простым языком, – это Самадхи . Это блаженное состояние, достигаемое йогиным, и его часто считают предшественником просветления.
Каждый из нас – часть Вселенной. Несмотря ни на что, мы начинаем и заканчиваем единством, пустотой или бессознательным состоянием. Считается, что самадхи достигается с помощью одного из различных типов медитативных техник .
Когда ум сосредоточен на понимании себя, говорят, что он находится в самадхи. По мнению одного из самых известных индийских йогинов - Парамахансы Йогананды, самадхи — это беззвучное состояние отсуствия дыхания.
Это слово можно разделить на сам - «вместе» или «интегрированный»; а - «в сторону»; дха - «получить, удержать». Получается значение: «приобрести интеграцию, целостность, или истину».
Это Состояние блаженного Сверхсознания, в котором йог воспринимает тождество индивидуализированной Души и Космического Духа.
У индуистов и буддистов существуют свои варианты достижения самадхи, в йоге тоже есть – свой путь. Автор "Йога-сутр" Патанджали называет самадхи восьмым и последним шагом на пути йоги.
Самадхи часто достигается посредством медитации. В этом состоянии три аспекта медитации (1)тот, кто медитирует, (2)сам процесс медитации и (3)объект медитации, известный как Бог - наконец объединяются.
Самадхи считается кульминацией всей духовной и интеллектуальной деятельности. Способность достичь Самадхи является предварительным условием достижения освобождения от цикла смерти и перерождения (сансары). Следовательно, смерть физического тела человека, обладающего этой силой, также считается самадхи.
Махариши Патанджали разработал восемь ступеней йоги в своей книге «Йога-сутры»:
- Яма (Обряды)
- Нияма (воздержание)
- Асана (позы)
- Пранаяма (контроль дыхания)
- Пратьяхара (устранение чувств)
- Дхарана (Решимость)
- Дхьяна (Медитация)
- Самадхи (Самореализация или Нирвана согласно буддийской философии).
Но что такое Сверхсознание?
Это состояние, в котором душа осознает, что она нечто гораздо большее, чем обусловленное тело. Различные типы высших состояний сознания могут возникать как по одиночке, так и в различных сочетаниях.
Список известных типов высших состояний сознания:
- измененные состояния сознания, достигаемые с помощью медитативной психотехники;
- оптимальный опыт и состояние «потока»;
- "эйфория бегуна";
- осознанные сновидения;
- внетелесный опыт;
- околосмертный опыт;
- мистический опыт (иногда считается высшим из всех высших состояний сознания)
Стадии самадхи
Сампраджнята Самадхи (Савикальпа)
Первый уровень самадхи — это когда вы находитесь в медитации, умиротворении или тишине, но доступны внешнему миру. В этом состоянии человек спокойно сидит, сознательно избавляясь от беспокойства своего ума и медитируя. Если случается какой-то стимул, вы используете свою праджню (знание), чтобы отреагировать. Это и есть Сампраджнята Самадхи.
Сампраджнята, или Савикальпа самадхи, — это состояние обусловленного единства. Медитирующий переживает слияние своей души с универсальным сознанием. Однако он не может сохранить этот опыт вне медитации. Это просто опыт медитативности. В каком-то смысле этот опыт несовместим с опытом ума.
Махарши Патанджали говорит, что на короткий период времени вы теряете все человеческое сознание. В этом состоянии понятия времени и пространства иные, чем в материальной природе. В течение короткого периода времени вы испытываете универсальное сознание, которое не может вписаться в индивидуальное сознание.
Однако это не постоянное состояние, и каждый должен вернуться к обычному сознанию. Патанджали описывает возможные четыре стадии Савикальпа Самадхи.
1. Савитарка Самадхи
Это означает «преобразование мысли на предмете с помощью слов». Возможно, именно потому, что на этом уровне самадхи так много процессов повседневного ума, включая слова, остаются нетронутыми - многие медитирующие не осознают, что они на самом деле испытали самадхи.
Это стадия обретения знания или джняны. «Знание» в духовном смысле всегда несет в себе чувство различения реального от нереального. На этом этапе наши мысли с помощью слов трансформируются в объект и начинают диалог, который называется Тарка.
В состоянии Савитарка Самадхи ум сознательно оценивает вещи и решает, стоит ли их обсуждать.
2. Са-Асмита Самадхи
На заключительной стадии Савитарка самадхи йогин становится единым с объектом однонаправленной концентрации. Он утверждается в одной мысли, его ум очищается и обретает силу для проникновения глубже.
Даже аханкара, или чувство «я» или «я есть», — это всего лишь Вритти, единственная мысль, которая разрушает все остальные мысли. Это вритти также можно подавить. И когда это происходит, йогин может напрямую воспринимать источник аханкары: махат.
3. Савичара Самадхи
Патанджали в «Йога-сутрах» говорит о Вичара самадхи (Савичара и Нирвичара). Вичара Самадхи — это состояние самадхи, связанное с тонкими объектами, которое простирается до Пракрити (источника всего проявления).
По мере углубления Савичара самадхи йоги могут начать понимать истинную природу времени и пространства, понимая природу Пракрити или Майи. Медитирующие также могут ощутить вселенский или космический разум. Разум испытывает и исследует более тонкий уровень объекта через индивидуальные и универсальные аспекты.
После некоторой практики йог может полностью перевести сознание с уровня Витарка на уровень Вичара. Савичара Самадхи — это состояние тишины для индивидуального разума, но мышление доступно вселенскому или космическому Разуму.
4. Са-Ананда Самадхи
Здесь разум выходит за пределы объективного мира. Человек выходит за пределы интеллекта. Ум спокоен, нет размышлений и рассуждений.
Чистый (саттвический) ум может достичь только осознания и выхода за пределы. Основное внимание уделяется внутреннему «я» и самому уму. Оно известно как «блаженное» самадхи, наполненное радостным покоем.
Асампраджнята самадхи (Нирвикальпа )
Второй уровень самадхи — это когда вы уходите внутрь, вдали от внешнего мира, и на вас не влияют никакие раздражители. Это Асампраджнята или Нирвикальпа Самадхи. В Махабхарате говорится, что Арджуна практиковал стрельбу из лука с такой концентрацией.
На этом этапе всё, что присутствует, чисто, благоприятно, пусто и предназначено только для себя. Это Нирвикальпа или Нирбиджа самадхи. Ум йога, достигшего этого состояния, приобретает некоторые всеведущие и всемогущие качества космоса.
Йог, который сможет овладеть этой стадией, в конечном итоге обретет мудрость и чистоту ума и откажется от всех привязанностей.
Нирбиджа самадхи также называют Нирвикальпа самадхи. Говорят, что такие святые как Рамакришна Парамах́амса, Шри Рамана Махарши, Юктешвар Гири и Свами Вивекананда испытали состояние Нирвикальпы и достигли Нирбиджа Самадхи.
1. Нирвитарка Самадхи
Это относится к состоянию, в котором ментальные чередования шабда, артхи и джняны приостанавливаются. Менее реальные компоненты, шабда и джняна, полностью отпадают, в то время как ум поглощается только артхой, или формой, и теряет осознание того, что он является знающим.
Именно здесь мы имеем больший контроль над разумом, идеями, интеллектом и диалогами. Память о природе объекта (его опознавательный звук и накопленные знания) временно преодолеваются во время Нирвитарка самадхи.
2. Нирвичара Самадхи
Это одно из двух Вичара Самадхи, упомянутых в Йога Сутре.
Впервые становится возможной истинная однонаправленная концентрация. Это состояние Безмыслия или Тишины. Йог выходит за пределы ограничений времени и пространства; это состояние называется Нирвичара Самадхи.
3. Кайвалья самадхи
Заключительная стадия – достижение Кайвалья Самадхи: полного, окончательного и вечного союза с реальной, вечной реальностью.
Пошаговый процесс достижения самадхи
- Первый шаг, Дхарана, в широком смысле переводится как «концентрация». Йога-сутра определяет это слово: «фиксировать ум в четко определенном пространстве». Пространство безгранично. Чтобы зафиксировать разум в пространстве, необходимо сначала изолировать его от остального пространства, создав вокруг него границу.
- Мудрец Вьяса самый известный комментатор «Йога-сутры», рекомендует перенести свой ум в четко определенное пространство. Это может быть область вокруг пупочного центра, сердечный центр, пространство между бровями или определенная внешняя точка, например пламя или определенный образ.
- Затем нужно выбрать объект, который займет это пространство, будь то изображение Ганеши или другого божества, янтра или мантра. Исходя из вашего характера и предпочтений, вы можете выбрать любой предмет или инструмент, чтобы вам было легко поддерживать дисциплину.
- Когда ум блуждает, верните его в настоящий момент и сосредоточьтесь на объекте концентрации. Отвлечение — это распространенная привычка, которая может затруднить поддержание дисциплины. Концентрация и отвлечение идут рука об руку. Единственная разница в том, что один поток — поток концентрации — сильнее, тяжелее и полнее другого.
- По мере развития концентрации она превращается в медитацию или дхьяну. Это второй шаг. Итак, дхьяна — это продолжение Дхараны.
- Просвещенные мудрецы и йоги говорят, что если ваш ум остается сосредоточенным на одном объекте хотя бы 12 вдохов, вы достигли состояния медитации. Если в течение этого периода из 12 дыханий ваш ум переключается с одного объекта на другой, вы все еще находитесь на стадии концентрации.
Самадхи наступает, когда ум полностью поглощается объектом, занимающим пространство, которым вы его ограничили. В самадхи процесс концентрации, объект концентрации и ум, пытающийся сконцентрироваться или медитировать, становятся одним целым. В самадхи человек знает только суть, а не детали.
Читайте также: