Найти тему
СВОЛО

Васин не вась-вась

Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после свадьбы жить куда-нибудь на Север или в Сибирь, чтоб убежать от комфорта, который губит (этого мы уже оба не осознавали) социализм. Так мы его называли, стихийно стараясь его вылечить от смертельного заболевания вещизмом. Она – туристскими походами с идейным зарядом (песнями), исподволь нацеленным на мужество в преодолении соблазнов городской жизни. Я – анонимной стенгазетой на работе «Идеи коммунизма – в быт и в будни!», где с привлечением теории обсуждал так называемые тогда кухонные разговоры.

На какую-то из соответствующих заметок на моём канале искусственный интеллект, показавший себя умнющим созданием, внизу присобачил статью «Незаслуженно забытый Заслуженный художник», имеется в виду Васин.

Первая же репродукция в этой статье такая.

Васин. На Севере.
Васин. На Севере.

А есть с тем же названием такая.

Васин. На Севере. 1960 год. Холст, масло.
Васин. На Севере. 1960 год. Холст, масло.

Так мимо второй я б на выставке не прошёл бы, а первая какая-то не привлекающая внимание (да и остальные в той статье). – Не зря его забыли?

Словесное возвращение его из забвения тоже никуда не годится:

«Для ранних работ Васина характерна «сочная» живопись, интерес к деталям и живая жизнь героев картин».

Васин. С полными вёдрами.
Васин. С полными вёдрами.

Ну какой, к чёрту, «интерес к деталям» при таком лаконизме изображения в лице, в деревьях, в травах, в крышах, в лошади? И какая «живая жизнь героев», когда тут жизнь дополнительных цветов: оранжевого с голубым,

-4

жёлтого с фиолетовым.

-5

Вот если б у автора «живая жизнь героев» иллюстрировалась бы такой репродукцией,

Васин. На станции. 1969.
Васин. На станции. 1969.

где противоположное голубому платью оранжевое лица и железнодорожного знака не так самоценно бьёт по глазам, как в «С полными вёдрами», то я б не возразил.

(Я чуть не плачу от этой репродукции…)

Манин, я думал, наиболее полно обозревший советскую живопись ХХ века, мимо Васина тоже прошёл. – Неровный художник…

«Повышенная цветовая гамма, светоносность холста достигались локальными, но выверенными по натуре живописными отношениями» (http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=566&show=short).

И даётся вот такая репродукция.

Васин. У судостроительных мастерских. Мурманск. 1965. Холст, масло.
Васин. У судостроительных мастерских. Мурманск. 1965. Холст, масло.

Ну да, - не знаю, как в Мурманске, - а в средней полосе бывают такие осенние дни, что всё как бы в молоке. Дымке туманной. Так разве можно цвета при этом называть локальными (в смысле – краска без примесей)?

Вот эта отрезанность лица одного из рабочих, или маленькая жизнь этой девчушки на перроне в необъятной стране, отсутствие водопровода в доме или гроздь рябины, выполненная локальным, наконец, оранжевым цветом - всё это не похоже ль разве на абы какую жизнь из формулы идеостиля импрессионизма: "хвала абы какой жизни"? – Похоже.

Но импрессионизм воспевает жизнь индивидуалиста, приспособившегося к жизни во враждебном общественном окружении. Щепетильная, коллективистская по идее, советская власть не зря чуралась импрессионизма.

А примарное, - так его назвал Манин, - искусство?

«Север в 1960-х годах превратился в российскую Мекку. Там открывали что-то чистое, старорусское, давно забытое. Художники видели русские лица, светлое небо (если не в алмазах, то без гари и дыма), устойчивый неторопливый быт, взаимоотношения людей, основанные на доверии, без которого нельзя обойтись в каждодневном нелегком труде. Иначе говоря, в северных впечатлениях художников сомкнулись нравственные устои людей и ясный облик родины - все то, что каким-то непостижимым образом сливается в понятие русской национальности с ее своеобразием и неповторимостью.

Традиционное искусство власть не приветствовала, но, как ни странно, постепенно признала его только потому, что оно ориентировалось на натурную форму…» (http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsectiondes&id=6).

Оппозиционность себе этого искусства советская власть (так называемая, ибо никакая она была не советская, а власть партноменклатуры) всё-таки терпела.

Это оппозиционность видна, наверно, только в датах создания и в теме какой-то антицивилизации-комфорта.

У Моне мизерная вероятность улова помещена в самый центр урбанистской цивилизации. Примирение с нею, нехорошей.

Моне. Впечатление, Восход (2). 1873.
Моне. Впечатление, Восход (2). 1873.

А Васин против цивилизации.

Впрочем, он не был верен теме некомфорта, может, потому стёрся его пафос, и потому его забыли.

23 октября 2023 г.