Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после свадьбы жить куда-нибудь на Север или в Сибирь, чтоб убежать от комфорта, который губит (этого мы уже оба не осознавали) социализм. Так мы его называли, стихийно стараясь его вылечить от смертельного заболевания вещизмом. Она – туристскими походами с идейным зарядом (песнями), исподволь нацеленным на мужество в преодолении соблазнов городской жизни. Я – анонимной стенгазетой на работе «Идеи коммунизма – в быт и в будни!», где с привлечением теории обсуждал так называемые тогда кухонные разговоры.
На какую-то из соответствующих заметок на моём канале искусственный интеллект, показавший себя умнющим созданием, внизу присобачил статью «Незаслуженно забытый Заслуженный художник», имеется в виду Васин.
Первая же репродукция в этой статье такая.
А есть с тем же названием такая.
Так мимо второй я б на выставке не прошёл бы, а первая какая-то не привлекающая внимание (да и остальные в той статье). – Не зря его забыли?
Словесное возвращение его из забвения тоже никуда не годится:
«Для ранних работ Васина характерна «сочная» живопись, интерес к деталям и живая жизнь героев картин».
Ну какой, к чёрту, «интерес к деталям» при таком лаконизме изображения в лице, в деревьях, в травах, в крышах, в лошади? И какая «живая жизнь героев», когда тут жизнь дополнительных цветов: оранжевого с голубым,
жёлтого с фиолетовым.
Вот если б у автора «живая жизнь героев» иллюстрировалась бы такой репродукцией,
где противоположное голубому платью оранжевое лица и железнодорожного знака не так самоценно бьёт по глазам, как в «С полными вёдрами», то я б не возразил.
(Я чуть не плачу от этой репродукции…)
Манин, я думал, наиболее полно обозревший советскую живопись ХХ века, мимо Васина тоже прошёл. – Неровный художник…
«Повышенная цветовая гамма, светоносность холста достигались локальными, но выверенными по натуре живописными отношениями» (http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=566&show=short).
И даётся вот такая репродукция.
Ну да, - не знаю, как в Мурманске, - а в средней полосе бывают такие осенние дни, что всё как бы в молоке. Дымке туманной. Так разве можно цвета при этом называть локальными (в смысле – краска без примесей)?
Вот эта отрезанность лица одного из рабочих, или маленькая жизнь этой девчушки на перроне в необъятной стране, отсутствие водопровода в доме или гроздь рябины, выполненная локальным, наконец, оранжевым цветом - всё это не похоже ль разве на абы какую жизнь из формулы идеостиля импрессионизма: "хвала абы какой жизни"? – Похоже.
Но импрессионизм воспевает жизнь индивидуалиста, приспособившегося к жизни во враждебном общественном окружении. Щепетильная, коллективистская по идее, советская власть не зря чуралась импрессионизма.
А примарное, - так его назвал Манин, - искусство?
«Север в 1960-х годах превратился в российскую Мекку. Там открывали что-то чистое, старорусское, давно забытое. Художники видели русские лица, светлое небо (если не в алмазах, то без гари и дыма), устойчивый неторопливый быт, взаимоотношения людей, основанные на доверии, без которого нельзя обойтись в каждодневном нелегком труде. Иначе говоря, в северных впечатлениях художников сомкнулись нравственные устои людей и ясный облик родины - все то, что каким-то непостижимым образом сливается в понятие русской национальности с ее своеобразием и неповторимостью.
Традиционное искусство власть не приветствовала, но, как ни странно, постепенно признала его только потому, что оно ориентировалось на натурную форму…» (http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsectiondes&id=6).
Оппозиционность себе этого искусства советская власть (так называемая, ибо никакая она была не советская, а власть партноменклатуры) всё-таки терпела.
Это оппозиционность видна, наверно, только в датах создания и в теме какой-то антицивилизации-комфорта.
У Моне мизерная вероятность улова помещена в самый центр урбанистской цивилизации. Примирение с нею, нехорошей.
А Васин против цивилизации.
Впрочем, он не был верен теме некомфорта, может, потому стёрся его пафос, и потому его забыли.
23 октября 2023 г.