Существуют веские основания считать, что Иисус Христос родился не в глубокой зиме, а на рассвете осени, возможно в сентябре или октябре. Этот вывод логично вытекает из анализа Евангелия от Луки и других христианских источников. И хотя сама Библия не сообщает точной даты рождения Сына Божьего, она стала нашей опорой - 25 декабря по Григорианскому календарю. Но как так получилось?
Заглянем в историю. В IV веке нашей эры, при Императоре Константине I, христианство приобрело статус официальной религии Рима. Чтобы облегчить переход от язычества к христианству для римских граждан, было решено сохранить наиболее популярные языческие праздники, преобразовав их в христианские. Именно так произошло и с Рождеством.
По аналогии, многие языческие обычаи и традиции перекочевали в Православие. Множество ритуалов, связанных с зажиганием свечей в христианских храмах, имеют корни в языческом поклонении огню. Христианская Масленица, хоть и претерпела изменения, происходит от древнего языческого праздника, посвященного солнечному богу Дажьбогу, символизирующему окончание зимы и приход весны. Даже памятные обряды на могилах предков в период Пасхи и Родительской субботы ушли корнями в языческие традиции, на которые Церковь так и не смогла полностью повлиять.
В последние дни декабря, когда солнце достигало своего наименьшего высотного положения на небосклоне, древние римляне праздновали Сатурналии. В этот период солнце находилось в знаке Козерога, который в астрологии ассоциировался с Сатурном. Таким образом, обычай одеваться в костюмы сатиров и чертей на Рождество связан с этим астрономическим моментом. Также Сатурн ассоциировался с символом смерти с косой, олицетворяя жатву, конец года, и тяжелые зимние условия, которые могли стать смертельными при нехватке урожая. В этом контексте Дед Мороз и Смерть с косой – это разные стороны одной медали. Он мог щедро даровать в случае изобилия и принести смерть при бедности.
С течением времени, когда бедные урожаи перестали угрожать человечеству, страх перед Дедом Морозом уменьшился, и его образ изменился в глазах народа. Он стал символом доброй щедрости из Лапландии, но важно помнить, что были времена, когда он нес с собой не праздничный мешок подарков, а косу смерти, собирая свой мрачный урожай.
Сатурналии отмечались в последней половине декабря, когда земледельческие работы завершались, и люди наконец могли расслабиться. Это также совпадало с увеличением продолжительности дневного света. Праздничные торжества продолжались несколько дней, именно поэтому они назывались во множественном числе. В это время приостанавливались общественные дела, школы закрывались, преступники оставались безнаказанными, а рабы освобождались от труда. Сатурналии начинались с религиозных обрядов, включая жертвоприношения Сатурну, часто в виде заклания свиньи, которую затем семьи разделяли во время обедов. Все это сопровождалось весельем, пиршествами и обменом подарками. И вот именно от этой древней традиции рождена современная практика многодневного новогоднего и рождественского празднования, а также обмена подарками.