Найти тему
Челгид

Зачем взрослым идти на экскурсию в театр кукол?

Фото: Андрей Ткаченко
Фото: Андрей Ткаченко

Куклы-марионетки, огромные ростовые фигуры, гипсовые головы, миниатюрные «герои»-перчатки... Театр кукол завораживает в детстве, но не меньше интереса к нему и у взрослых — особенно в Челябинске, ведь в нашем театре ставят масштабные и очень сложные спектакли для тех, кому больше 16 лет. Хотите узнать все секреты? Стать ненадолго кукловодом? В репертуаре есть экскурсия.

Иммерсивные спектакли-бродилки сегодня в тренде: зритель становится полноценным участником действа, границы между ним и артистами стираются, как и так называемая четвертая стена в зале. Экскурсия по театру — тоже своего рода спектакль. Сейчас мы расскажем об экскурсии для взрослого зрителя в Челябинском областном театре кукол имени Вольховского (далее будут оперный театр и «Манекен»).

Фойе театра после ремонта | Фото: Андрей Ткаченко
Фойе театра после ремонта | Фото: Андрей Ткаченко

Челябинский областной театр кукол имени Вольховского недавно пережил грандиозное событие — капитальный ремонт. Это и для жильцов обычной квартиры — чувствительные перемены, что уж говорить о целом творческом коллективе! Который к тому же трудится в здании, представляющем историческую ценность! Фойе теперь очень светлое, оно буквально сияет от пола до потолка. Здесь гостей встречает актриса Елена Блажеева — миниатюрная блондинка с удивительно красивым и звонким голосом (у кукольников голоса обычно имеют какой-то невероятный диапазон, ведь озвучиваются самые разные персонажи). Елена обещает, что сейчас наша любовь к театру укрепится, а знаний прибавится! И эти знания помогут нам совсем другим внутренним взором смотреть спектакли.

Актриса Елена Блажеева |Фото: Андрей Ткаченко
Актриса Елена Блажеева |Фото: Андрей Ткаченко

А вот знаете ли вы, что при капремонте здание театра можно было лишь очень ограниченно трогать с внешней стороны? «История нашего театра берет начало 2 октября 1935 года со спектакля „Каштанка“, — рассказывает Елена Блажеева. — Артисты Павел и Нина Гаряновы, приехавшие в Челябинск в начале тридцатых, купили очень старого Петрушку — кукле было около ста лет! Что касается этого здания, то здесь театр располагается с 1972 года. Это наш дом, он очень красивый, имеет архитектурную ценность, и при ремонте даже нельзя было менять цвет внешних стен».

Одно из самых красивых зданий в центре Челябинска  |Фото: Андрей Ткаченко
Одно из самых красивых зданий в центре Челябинска  |Фото: Андрей Ткаченко

Елена показывает зрителям интерактивную доску почета: на стене — живые, движущиеся портреты артистов театра. Елизавета Борок подмигивает зрителям! Те смеются и радостно разглядывают оживленные нейросетью фото — не так часто артиста театра кукол увидишь вот так, в лицо: чаще они все-таки скрываются за ширмой.

-5

Далее — дорога в малый зал. Тут стоит очень уютная декорация, для спектакля для самых маленьких. Взрослый зритель сразу чувствует себя очень взрослым на этом фоне! И одновременно будто снова переносится в детство...

Далее — дорога в малый зал. Тут стоит очень уютная декорация, для спектакля для самых маленьких. Взрослый зритель сразу чувствует себя очень взрослым на этом фоне! И одновременно будто снова переносится в детство...

Все пошли в малый зал |Фото: Андрей Ткаченко
Все пошли в малый зал |Фото: Андрей Ткаченко
Фото: Андрей Ткаченко
Фото: Андрей Ткаченко
Елена Блажеева на фоне декорации с уютным абажуром  |Фото: Андрей Ткаченко
Елена Блажеева на фоне декорации с уютным абажуром  |Фото: Андрей Ткаченко
Зрителям очень интересно слушать про особенности зала  |Фото: Андрей Ткаченко
Зрителям очень интересно слушать про особенности зала  |Фото: Андрей Ткаченко

Знаете, какого «роста» ширма, за которой обычно работают актеры, управляя куклами — гапитно-тростевыми, перчаточными? 175 сантиметров. А значит, средний рост для артиста-кукловода является самым что ни на есть подходящим. Но есть и исключения: сама Елена Блажеева — настоящая дюймовочка. А есть в труппе мужчины модельного сложения и стати — что для современного театра кукол также является очень востребованными данными!

Фото: Андрей Ткаченко
Фото: Андрей Ткаченко

— В семидесятые годы наши знаменитые деятели Людвиг Устинов и Валерий Вольховский стали выводить артистов из-за ширмы на так называемый живой план — так обозначается состояние на сцене, когда когда артист играет своего персонажа без куклы, — рассказывает Елена Блажеева. — И сейчас большинство спектаклей для взрослого зрителя у нас играется как раз с большим применением живого плана. Это и «Годунов», и «Дон Жуан», и «Мой муж Даниил Хармс», и «Сны Джульетты», и «Аналогия».

Актриса отмечает, что не все вышеуказанные спектакли сейчас есть в репертуаре — причиной тому ремонт: постановку необходимо адаптировать под новую сцену, на это требуется время.

Каменные головы из «Годунова» |Фото: Андрей Ткаченко
Каменные головы из «Годунова» |Фото: Андрей Ткаченко

За этими рассказами мы плавно перемещаемся в бутафорский, а затем столярный цеха. Здесь настоящее волшебство — куклы, дерево, краски, рисунки, кисти... Под ногами валяются устрашающие головы на магнитах: их можно увидеть в спектакле «Годунов». Елена объясняет, что такое папье-маше, какие бывают системы кукол, потом — как рождается образ персонажа: сначала из представления постановщика, потом из работы художника, и потом он уже обретает физическое воплощение здесь, в цехах. И уже затем в него вдыхает душу актер.

А вот гипсовые слепки с лиц актеров |Фото: Андрей Ткаченко
А вот гипсовые слепки с лиц актеров |Фото: Андрей Ткаченко
Гапитно-тростевая кукла |Фото: Андрей Ткаченко
Гапитно-тростевая кукла |Фото: Андрей Ткаченко
Эскиз к премьере про Кота-мурлыку  |Фото: Андрей Ткаченко
Эскиз к премьере про Кота-мурлыку  |Фото: Андрей Ткаченко

— Пришлось нам для «Дон Жуана» делать слепки с лиц, — говорит Елена. — Вот это по-настоящему тяжелая работа — просидеть долгое время со специальным составом на лице. И все ради того, чтобы кукла имела нужный образ, лицо своего артиста.

Фото: Андрей Ткаченко
Фото: Андрей Ткаченко

В костюмерном цехе зрителей впечатляет масштаб систем хранения — огромные раздвижные конструкции, за которыми спрятаны десятки костюмов.

А вот и маска для дракона |Фото: Андрей Ткаченко
А вот и маска для дракона |Фото: Андрей Ткаченко
Красивый костюм!  |Фото: Андрей Ткаченко
Красивый костюм!  |Фото: Андрей Ткаченко

Елена Блажеева рассказывает об особом костюме для системы «черный кабинет» — это оформление сцены, при котором все рабочее пространство затягивается черной тканью, не отражающей свет, и возникает ощущение, что кукла живая, что она движется без посторонней помощи. Артист должен буквально слиться с этим кабинетом, для чего и используют темное, без блеска облачение.

Выход на сцену в большой зал |Фото: Андрей Ткаченко
Выход на сцену в большой зал |Фото: Андрей Ткаченко
Зрителей на экскурсии приветствует голова ростового зайца  |Фото: Андрей Ткаченко
Зрителей на экскурсии приветствует голова ростового зайца  |Фото: Андрей Ткаченко

Так мы перемещаемся в большой зал. Тут узнаем, что такое страфонтены, сколько весит самая тяжелая кукла в театре, почему актерам необходимо иметь приличные мускулы; чем отличается гапитная кукла от планшетной, а тантамареска — от ростовой; как в темноте не перепутать персонажа и не отобрать куклу у другого артиста... Мир театра становится объемным, осязаемым, а зрители взволнованно говорят: «Боже, это же так сложно! Это сложнее, чем драматический театр!» И тут Елена Блажеева предлагает всем попробовать себя в роли кукловода: вот кукла, вот сцена, вперед!

Зритель учится работать с гапитно-тростевой куклой |Фото: Андрей Ткаченко
Зритель учится работать с гапитно-тростевой куклой |Фото: Андрей Ткаченко
Получается неплохо!  |Фото: Андрей Ткаченко
Получается неплохо!  |Фото: Андрей Ткаченко

В одиночку справиться с куклой кажется проще, чем втроем. Но когда персонажем управляют сразу несколько человек, пластика у героя получается очень интересной.

«Вот так сейчас наклоните куклу!» |Фото: Андрей Ткаченко
«Вот так сейчас наклоните куклу!» |Фото: Андрей Ткаченко
Автору статьи (слева) тоже довелось вдохнуть жизнь в куклу  |Фото: Андрей Ткаченко
Автору статьи (слева) тоже довелось вдохнуть жизнь в куклу  |Фото: Андрей Ткаченко
Куклы-инопланетяне танцуют  |Фото: Андрей Ткаченко
Куклы-инопланетяне танцуют  |Фото: Андрей Ткаченко

— Актерское мастерство для артиста-кукловода заключается в том, что он должен придать герою характер, эмоции, чувства, все время глядя ему... в затылок, — улыбается Елена Блажеева. — Я управляю куклой, не видя ее лица, при этом мне нужно сделать все нужные микродвижения, помнить про анатомию, правильно интонировать...

Фредди Крюгер из «Снов Джульетты» |Фото: Андрей Ткаченко
Фредди Крюгер из «Снов Джульетты» |Фото: Андрей Ткаченко

Два часа экскурсии пролетают как пятнадцать минут. Хочется аплодировать. Это действительно своего рода спектакль, в котором собраны все лучшие постановки театра — и для взрослого зрителя, и не только. До новогодней кампании экскурсии будут проводиться регулярно.

Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челгида» ВКонтакте — еще больше событий, развлечений, полезной информации!