Об этом рассказал в своих мемуарах журналист Борис Чехонин. Начинал он свою карьеру в международном отделе ВЦСПС. ( Кто не помнит - это советские профсоюзы). Со знанием японского языка, тогда молодой специалист Чехонин, сопровождал японские делегации. Международным же отделом руководил полковник КГБ Степан Гаврилович Корнеев. Вот ему Чехонин и писал каждый вечер отчеты о своих разговорах с японскими туристами их впечатлениях и настроениях. На основании отчётов начальник прикидывал, кто из японцев работает на свою разведку, а кто чист и, возможно, готов сотрудничать с КГБ.
Между прочим, для предварительной обработки иностранцев ВЦСПС денег не жалел. Билеты в Большой театр, черная икра, марочные коньяки, лучшие санатории юга СССР - все это предоставлялось гостям из капиталистических стран без ограничения. А если учесть , что ограничений не было три недели, то представьте состояние японца в конце отдыха! И не только японца. Кстати, читатель, не забывай, что все это втиралось в голову гостям Союза под соусом - все это имеют и простые работяги. Да, они имели бесплатные путевки в профсоюзные здравницы на 24 дня, но на столах не стоял коньяк с черной икрой.
Так вот, ближе к делу. В поле интересов Степана Корнеева попал немолодой японский учитель из профсоюза учителей. Он искренне восхищался заботой о простых работягах. На него и пал выбор полковника Корнеева. Японцу прозрачно намекнули, что он может помочь СССР значительно больше. После этого японец повел себя осторожнее. Он стал держаться своего коллектива, не отходить от него далеко. Однако советским экспертам в погонах удалось затащить его в специальный номер гостиницы "Москва". Как пишет Чехонин, сделали это чекисты почти насильно. А в номере специалист с хорошо подвешенным языком сумел склонить японца к сотрудничеству. Тот подписал и документы и визитную карточку, которую ему в Токию вручит связной. Чехонин присутствовал при вербовке, видимо выступал переводчиком. Ему было жаль японца. Это позднее он узнал, что в стране Восходящего солнца нет закона о защите государственной тайны. По этой причине ЦРУ десятилетие вербует тамошних чиновников и политиков. Вплоть до премьер-министров. Чего нам-то стесняться?
Узнал все это Борис, когда впервые приехал на работу в Японию. Его попросили передать конверт советскому консулу, что он и сделал. Вернее обязан был сделать в первые 24 часа своего пребывания в Японии. Консул принял конверт в комнате за железной дверью и демократично пригласил на завтрак. А вот в общей столовой, находящейся в цокольном этаже посольства СССР, начинающий журналист-международник Борис Чехонин удивился основательно. На завтрак, каждому дипломату наливался стакан... водки. Да, именно так и написано в его мемуарах "Воспоминания от Сталина до Путина". (Тем кто не верит могу сделать скрин страницы.) Для себя Чехонин объяснил это трудностями работы наших в дали от родины, нескончаемыми антисоветскими митингами у ворот посольства. Так, по крайней мере, было в начале 60-х годов.
Добавлю от себя, что стакан водки - очень по-русски. Не зря же появилась поговорка - без стакана здесь не разобраться. Неудивительно, что и спецслужбы восприняли это как руководство к действию. Посему, не считаю этот случай анекдотичным.
Согласны? Поспорим?
Статьи по теме: