Найти тему

«Суперфуд» почти в каждом супермаркете - будущее наступило?

Оглавление

Трудно пройти по супермаркету и не увидеть продукты, рекламируемые как «суперфуд», популярность которых активно растет вслед за имиджем «абсолютной ПП-еды».

Хотя эти продукты, казалось бы, стоят на голову выше остальных, когда дело касается пищевой ценности, насколько они полезны на самом деле? Все большее число диетологов спорят о целесообразности обозначения определенных продуктов как «супер». Рассмотрим, откуда взялся этот термин, и научную основу, стоящую за ним.

Что это такое?

-2

Кембриджский словарь объясняет этот термин как «продукт, который считается очень полезным для вашего здоровья». Некоторые из наиболее распространенных суперпродуктов, представленных сегодня на рынке, включают чернику, капусту, шпинат, грецкие орехи, фасоль, кефир, йогурт, куркуму, авокадо и сладкий картофель.

Различные суперфуды и продукты, которые их содержат, обладают разнообразным набором преимуществ – нет двух одинаковых. Некоторые содержат множество витаминов или полезных жиров, а другие содержат антиоксиданты, флавоноиды, минералы, каротиноиды и многое другое. По-видимому, такие свойства при употреблении дают широкий спектр преимуществ: от увеличения энергии до улучшения общего состояния здоровья и снижения веса.

Другое распространенное мнение заключается в том, что суперпродукты могут предотвращать болезни. Представление о еде как о лекарстве является давним убеждением во многих человеческих цивилизациях, и многие лекарства, например, имбирь от боли в животе, используются во многих культурах. Производители суперпродуктов обычно заявляют, что делают еще один шаг навстречу здоровому будущему. Например, многие предполагают, что ростки пшеницы могут замедлить распространение инфекций, а шпинат помогает лечить желудочно-кишечные проблемы.

Все началось с банана

-3

Считается, что компания «United Fruit Company» придумала термин «суперпродукт» в начале 20 века . Когда американский бизнес начал крупномасштабный импорт бананов, он использовал этот термин, чтобы привлечь внимание потребителей к этим фруктам. Информационные брошюры, опубликованные в то время, восхваляли скромный банан — фрукт был дешевым, питательным, легко перевариваемым и упакованным в удобную полностью натуральную упаковку. Назвать банан суперпродуктом было быстрым способом прославить эти достоинства.

За годы, прошедшие с тех пор, как компания «United Fruit Company» популяризировала эту фразу, суперпродукты стали широко использоваться как синоним здоровья. Но именно правительство США предположительно короновало один из самых широко разрекламированных суперпродуктов в мире: чернику. Когда в начале 1990-х годов Министерство сельского хозяйства США разработало инструмент для оценки уровня антиоксидантов в некоторых продуктах, черника возглавила список. Впоследствии ягоды активно рекламировались как средство для борьбы с болезнями, здоровая пища, а производство и продажи росли.

Однако примерно 20 лет спустя Министерство сельского хозяйства США отозвало информацию об абсолютно чудодейственных свойствах ягод после того, как новые научные данные поставили под сомнение полезность высокого потребления антиоксидантов. Несмотря на это, черника по-прежнему считается одним из лучших образцов суперпродуктов.

Так-то...

-4

В нашу эпоху социальных сетей онлайн-пользователи назвали суперпродуктами бесчисленное количество продуктов: от семян асаи и чиа до ягод годжи, капусты и ростков пшеницы. Существует так много продуктов, которые превозносятся как суперфуды, но между ними трудно найти что-то общее. Черника содержит совершенно другие питательные вещества, чем, например, киноа или кефир. Причина, по которой так сложно определить, какие продукты являются «супер», а какие нет, заключается в том, что на самом деле для этого не существует какой-либо методологии.

«Термин «суперпродукт» не имеет никакого научного значения », — объясняет диетолог Никола Лудлам-Рейн. « Питание — сложная наука, и правильное питание для каждого будет выглядеть по-разному ». Когда бренды или потребители называют что-то суперпродуктом, по ее словам, они часто описывают что-то, что является просто «необработанной, цельной версией продукта».

Из-за аморфности этого термина рекомендуется скептически относиться к суперпродуктам. С этой целью Европейский Союз запретил общее использование этого термина на упаковке пищевых продуктов еще в 2007 году. Теперь, чтобы иметь возможность использовать этикетку, бренды должны иметь возможность ссылаться на заслуживающие доверия научные исследования, относящиеся к конкретному заявлению о полезности для здоровья.

Откуда берутся современные тенденции в области суперфудов

-5

Некоторые суперпродукты, похоже, выдержали испытание временем: фрукты и овощи, такие как капуста и черника, постоянно рекламируются как сверхполезные продукты. Но другие, похоже, горят ярко и быстро, достигая статуса суперпродукта с помощью социальных сетей.

«Многие из самых модных современных суперфудов часто являются просто продуктами, заимствованными и присвоенными из других культур», — говорит диетолог Рохини Баекал. По ее словам, практика принятия традиционных продуктов питания из типично незападных культур особенно популярна среди влиятельных лиц в социальных сетях, занимающихся вопросами здоровья.

Одним из недавних примеров этого, по словам Рохини, является латте с куркумой, полученное из индийского Халди Дуд , молочного напитка, настоянного на специях, которые раньше лечили болезни. Этот латте продается как невероятно полезное дополнение к диете, часто с огромной наценкой. Рохини объясняет: «Вырванные из культурного контекста и примененные совершенно по-новому, они часто позиционируются как обладающие «чудодейственными» свойствами».

Маркетинг под видом здоровья

-6

Хотя в основе суперпродуктов как концепции мало конкретной науки, одно можно сказать наверняка: суперфуды продаются. По данным «Statista»мировой рынок суперпродуктов оценивается примерно в 152,7 миллиарда долларов. Более того, по прогнозам, в ближайшие пять лет эта сумма вырастет почти до 215 миллиардов долларов. Эти цифры показывают, что, несмотря на то, что многие эксперты по диетам и питанию преуменьшают пользу так называемых суперпродуктов, рынок не замедляется. Никола рассказала «Food Matters Live», что это связано с тем, насколько убедительными могут быть мифы о суперпродуктах.

«Может быть очень сложно попытаться определить, что действительно полезно для нас из-за умного маркетинга и огромного разнообразия, которое нам доступно», — говорит она. Кроме того, поскольку маркировка суперпродуктов не регулируется, компании могут свободно играть с тем, что они называют суперпродуктами.

«Так называемые суперпродукты часто дорогие и не всегда имеют прекрасный вкус, но вы принимаете их, полагая, что они «действительно полезны для вас», — объясняет Никола . Кроме того, по ее словам, поскольку многие из этих суперпродуктов не являются основными продуктами на кухне, часто возникает чувство неловкости по поводу их невключения - «чувствуешь, что упускаешь какую-то хитрость», - говорит Никола.

Есть ли правда в суперфудах?

-7

Совершенно верно, что подавляющее большинство так называемых суперпродуктов полезны для здоровья. Но Рохини говорит, что стоит помнить, что обычно они не лучше другой еды. «Несмотря на маркетинговые заявления о различных суперпродуктах и их зачастую значительную цену, в этих продуктах нет ничего чудесного по сравнению с обычной здоровой пищей», — говорит она.

Ссылаясь на исследование, проведенное «New Scientist» , Рохини объясняет, что зачастую «нормальный» эквивалент суперпродукта столь же питателен, если не больше. Например, ягоды годжи и черника так же полезны, как и любые другие ягоды. Капуста невероятно питательна, как и другая капуста и темно-зеленая зелень.

Обоснование использования других суперпродуктов еще более шаткое. То же исследование «New Scientist» показало, что основные примеры суперпродуктов, такие как киноа, ростки пшеницы и кокосовая вода, не обладают какой-либо особенной «супер» питательной ценностью. Кроме того, в случае с кокосовой водой потребителям пришлось столкнуться с гораздо большим воздействием на окружающую среду по сравнению с обычной водопроводной водой.

Подумайте еще раз

-8

Учитывая, как много противоречивых утверждений, касающихся суперпродуктов, может показаться пугающим пытаться принять правильное решение, стоя в супермаркете. Маркетинг убедителен, и многие люди просто хотят принимать разумные и здоровые решения, когда дело касается диеты для них самих и членов их семей.

Цель таких экспертов, как Никола и Рохини, не в том, чтобы полностью предостеречь людей от суперпродуктов — многие из них питательны и вкусны. Диеты процветают благодаря разнообразию, и никому не нужны дорогие и малоизвестные продукты, чтобы быть здоровым.

«Если вам нравятся продукты, помеченные как «суперпродукты», то это хорошее дополнение к вашему рациону, но они не должны быть единственными продуктами в вашем рационе», — объясняет Никола. «В конечном счете, вашему организму не нужен особый «суперпродукт», чтобы заботиться о вашем здоровье. Гораздо важнее включать в свой рацион еду, которая вам нравится, которую вы можете себе позволить и которую можно использовать для разных приемов пищи в течение недели».

Рохини советует потребителям просто проявлять осторожность при работе с суперпродуктами. «Остерегайтесь любых диетических советов, которые предполагают, что вам необходимо включить в рацион какой-то конкретный продукт или добавку, которая волшебным образом вылечит все недуги, и не забывайте всегда консультироваться с врачом, прежде чем принимать новые добавки», — говорит она. В конечном счете, если чудесные способности суперфуда кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой, то это потому, что, вероятно, так оно и есть.

Перевод статьи с Food Matters Live

Перевела для вас «Вдохновляющее руководство по питанию» от Food Matters Live. Скачать можно по ссылке
Еда
6,93 млн интересуются