Когда важная коллекция китайского экспортного серебра поступает на аукцион, старший специалист Джилл Уодделл объясняет, почему она переживает период возрождения. Иллюстрировано произведениями, выставленными на аукционе.
Что такое экспортное серебро из Китая?
Китайское экспортное серебро производилось в Китае с середины 18 до середины 20 века для преимущественно западной аудитории. Он был сделан в европейском стиле из расплавленного испанского серебра (исторически это единственная валюта, которую китайские купцы принимали для торговли такими товарами, как чай, шелк и специи, из Китая) и в основном делится на три периода: ранний, Поздний и посткитайская торговля.
Как развивался рынок на Западе?
В середине XVIII века европейская торговля с Китаем была ограничена портом Кантон (ныне известный как Гуанчжоу), что облегчило сбор налогов на экспортируемые товары при императоре Цяньлуне, правившем между 1735 и 1796 годами. К этому моменту рынок китайского экспортного серебра процветал только в 1750-х годах, когда международная торговая стоимость серебра резко упала.В этот решающий момент торговли между Китаем и Западом традиционные китайские мотивы сочетались с формами, вдохновленными Западом, для создания новых, весьма желанных произведений искусства. «Китайское экспортное серебро, сочетающее в себе западные формы и восточную иконографию, отражает момент уникального культурного обмена», — говорит специалист Christie’s Джилл Уодделл.
Каков текущий рынок китайского экспортного серебра?
По словам Уодделла, рынок преимущественно ориентируется на вкусы американских, азиатских и европейских покупателей и в первую очередь интересует изделия с замысловатым декором, изображением драконов или тонкой филигранной работой, произведенной в XIX веке.Многие предметы китайского экспортного серебра преподносились в качестве подарков или призов, и на них часто были выгравированы имена, даты и другая информация получателей. «Эти выгравированные надписи позволяют коллекционерам установить осязаемую связь между прошлым и настоящим и установить эмоциональную связь с произведением искусства», — отмечает Уодделл.
На предстоящей онлайн-продаже китайского экспортного серебра Christie будут представлены примечательные образцы презентационного серебра, в том числе презентационный кубок и крышка (вверху), которые, как зафиксировано, были подарены китайскими торговцами в Кобе. На нем выгравированы слова: «В знак уважения и благодарности за неизменную доброту и внимание, которые они получили от него».
Каких ключевых производителей следует знать?
Лучшие образцы китайского экспортного серебра отражают мастерство серебряных дел мастеров и владение такими техниками, как литье, чеканка и гравировка. Виртуозное исполнение сложных декоративных мотивов на тончайших предметах отражает высокое качество работ, выпускаемых для зарубежных рынков.Почти все изделия из китайского экспортного серебра проштампованы клеймами мастерской или псевдоклемами, имитирующими английские клейма. По словам Уодделла, постоянное изучение этих отличительных признаков позволяет коллекционерам более уверенно идентифицировать и группировать предметы по стилю, региону и производителю.
Сунь Шинг – Кантон, 1790–1885 гг.
В ранний период китайской торговли (1785-1840 гг.) многие кантонские компании производили серебро, имитирующее западное серебро по стилю и отделке. Сунь Шинг (1790–1885) и Вонг Шинг (1820–1860) являются одними из самых известных фирм того периода.Грубо говоря, китайское экспортное серебро этого периода отличалось неизменно высоким качеством и тяжелым весом и было отмечено инициалами и псевдопробами, имитирующими английские клейма. Сунь Шинг наиболее известен своим превосходным столовым серебром. Ранние работы часто отмечаются инициалами «СС» и псевдоклеймами, а работы середины XIX века сопровождаются идеограммой.МЫ/МЫ/МТ – Кантон, около 1820–1880 гг.
Эта фирма, также работавшая в ранний период торговли с Китаем, также известна своим превосходным столовым серебром. Знак WE/WE/WC является имитацией знака, используемого английской серебряной фирмой William Eley, William Fearn и William Chawner, и представляет собой неправильное толкование знака WE/WF/WC.Хоахинг – Кантон, около 1825–1870 гг.
В середине периода китайской торговли (1840-1880 гг.) серебряные мастера начали добавлять китайские декоративные мотивы, такие как бамбук, драконы или воины, к типично западным формам.Хоахинг, который также был хорошо известен своими резными изделиями из слоновой кости, производил высококачественное серебро, которое обычно маркируется отличительной буквой, называемой «ломбардской H».
Ван Хин и компания – Кантон
Ван Хин возник как торговец нефритом в Кантоне и превратился в самого известного и самого плодовитого производителя экспортного серебра в конце периода китайской торговли. К концу XIX века Ван Хин наладил связи с западными серебряными фирмами и выставлял серебро на международных выставках. Позже фирма расширилась до Шанхая и в 1920 году открыла флагманский магазин в Гонконге.
О каких редких формах и декоративных элементах нужно знать?
В то время как популярные и востребованные предметы, такие как чайные сервизы, туалетные столики и портсигары, сохранились в большем количестве, крупномасштабные предметы и редкие формы, такие как подсвечники, фляги и даже вазы для сельдерея, представляют особый интерес для современных коллекционеров. Серебряные пагоды и разбрызгиватели розовой воды, изготовленные для османского рынка, также очень желательны.
Четыре основных декоративных элемента, которые встречаются в китайском искусстве, — это хризантема, чернослив, орхидея и бамбук. Они предназначены для обозначения четырех времен года и также известны как «Четыре благородных» или «Четыре джентльмена».
Журавли и драконы также являются чрезвычайно популярными мотивами. По словам Уодделла, на протяжении многих тысяч лет драконы символизировали мудрость, гармонию и процветание в Китае. «В древней китайской культуре они олицетворяют имперскую власть».Что следует знать начинающим коллекционерам?
Хотя серебряные предметы значительного возраста и ежедневного использования нередко имеют признаки общего износа (например, легкие царапины или вмятины), коллекционерам следует обращать внимание на более серьезные проблемы, включая ремонт припоем ручек, петель или других мест нагрузки. и признаки того, что объекту был нанесен значительный ущерб в результате неправильного обращения. На многих предметах китайского экспортного серебра есть подчистки или участки, где были удалены более ранние монограммы или надписи, поэтому коллекционерам следует внимательно осматривать эти участки, чтобы убедиться, что это не привело к истончению.