Найти в Дзене

Феномен Баадера-Майнхоф

Наверно, у всех это бывает.

Вы узнали новую информацию, и тут же этот факт начинает попадаться вам повсюду. Или вы услышали новое слово, и в ближайшие дни везде натыкаетесь на него в текстах? Что это - совпадение? Не совсем - скорее, феномен Баадера – Майнхоф.

Феномен Баадера – Майнхоф, он же иллюзия частотности, – это когнитивная ошибка, касающаяся восприятия информации. Под информацией в данном случае понимается все что угодно, о чем вы можете узнать: сведения о чем-либо, факты, слова на иностранном языке, сюжет из жизни/сериала и т.д.

Данный эффект говорит об избирательности нашего внимания и восприятия. Если не брать во внимание какие-либо сенсации или темы, которые действительно освещаются сразу во всех новостях (а такие случаи этим феноменом не описываются), то средняя частотность использования той или иной информации не меняется от того, когда мы о ней узнали и узнали ли вообще. Однако нам так не кажется. Почему?

-2

Одно из самых простых и логичных объяснений феномена Баадера – Майнхоф: наш мозг пытается понять, какая информация нужна и существенна, а какая нет. Каждый день мы сталкиваемся с множеством новых сведений, но далеко не все из них достойны запоминания. Мозг должен решить, что из всего этого обилия может пригодиться в дальнейшем. И здесь действует такая логика: если мы встречаемся с одними и теми же сведениями несколько раз, скорее всего, они важнее тех, с которыми мы столкнулись лишь единожды. Поэтому повторение в течение непродолжительного времени становится сигналом к тому, что информация может пригодится в будущем и ее не стоит сразу отбрасывать.

Именно поэтому на подсознательном уровне мы активно ищем вокруг шаблоны, паттерны, совпадения. А когда находим – заостряем на них внимание, как бы говоря себе: это важно. Феномен Баадера – Майнхоф дополнительно увеличивает ценность информации в наших глазах и заставляет еще раз обратить на нее внимание, переосмыслить ее.

Если ранее вы никогда не слышали об этом феномене, не удивляйтесь — в ближайшие дни, с вероятностью 95%, вы наткнетесь на его описание еще раз. Лучше всего этот феномен срабатывает с информацией о самом себе :-)

-3