Найти тему
Юрист Кирилл Зыкин

Штраф 300 тысяч за игнор претензии клиента. Новый состав нарушения в КоАП РФ.

Оглавление

19 октября 2023 года Президент России подписал интересный документ. Документом введены новые нарушения в потребительском секторе и ответственность за них. Вступают изменения 29 октября 2023 года. Сегодня поглядим и поразмышляем хорошая или плохая новость это для предпринимателей.

Не забудь подписаться на канал, ведь я делюсь юридическими советами для бизнеса и рассказываю поучительные истории из своей практики. Подписывайся!
"Бизнесмен получил штраф" Kandinsky 2.2 by Sber AI
"Бизнесмен получил штраф" Kandinsky 2.2 by Sber AI

Дешевле быть на связи с недовольным потребителем

Документ вносит несколько изменений в Кодекс об Административных Правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), но нас будет интересовать новая часть в ст. 14.8 КоАП РФ (далее - статья).

Статья содержит правонарушения в сфере прав потребителей и ответственность для нарушителей. Нарушителями у нас по этой статье будут те, кто продает товары или оказывает услуги, исполняет работы для потребителей.

Новая часть, а именно часть 4.1, ее, кстати, правильно произносить "четыре прим", предусмотрит такое правонарушение:

Необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований

Про что же речь? Речь про то, когда потребитель пришел с требованием, например, вернуть деньги за некачественный товар, то его нельзя игнорировать или необоснованно отказывать в рассмотрении. Все-таки под требованиями здесь имеется ввиду положения главы 2 Закона "О защите прав потребителей".

Если с "уклоняться" мне лично более понятно, то с "необоснованно отказывать в рассмотрении" не все так однозначно. Уклонился, это по сути бездействие, т.е. проигнорировал. А что такое "необоснованно отказать в рассмотрении" и что такое здесь необоснованность, а что отказ в рассмотрении?

Тут бы пояснительную бригаду в лице нормотворцев, но придется , видимо, самому. Необоснованно, значит без приведения законных причин в таком отказе.

Отказ в рассмотрении, видимо, при буквальном прочтении, это "не буду я рассматривать Вашу претензию"? А что делать с неудовлетворением требований? При таком случае у нас и необоснованный отказ рассматривать требований и сразу же отказ в добровольном удовлетворении требований. Или зависит от того, как ответить? Если претензию рассмотрели и написали что-то вроде "претензия рассмотрена, правовых оснований удовлетворять ее нет", это обоснованный отказ? А если у него были законные основания, а магазин погрузиться не захотел, чтоб разобраться? Одни вопросы пока...

Само по себе нарушение не образуется, его еще нужно установить. Этим, кстати, занимается Роспотребнадзор. Так что бумажки надо собирать заранее, чтобы не было штрафов на пустом месте, Что там со штрафами, кстати?

"потребитель принес претензию в магазин" Kandinsky 2.2 by Sber AI
"потребитель принес претензию в магазин" Kandinsky 2.2 by Sber AI

Кривая бумажка или игнор будет стоить дорого

А санкция вооооот такая:

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; для юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей

Тут уж сами судите, что проще - забить или грамотно ответить. Мне кажется, что грамотно ответить дешевле, а вам? Напишите об этом в комментариях.

Совет от юриста

Когда приходит потребитель с претензией, возьмите за правило две вещи:

  1. Просить его изложить свои требования на бумаге;
  2. Ответить ему на его требования.

Какими бы вам глупыми/неадекватным/необоснованными не казались требования клиента, просто не игнорируйте. Никогда. Потребительские споры самые кровожадные и к подготовке к ним надо подходить с умом. Если у вас качественный документооборот, правильные ответы на претензии, то риски сами собой минимизируются либо будут отсутствовать вообще.

А теперь еще ответ на претензии может сэкономить денежку. Грамотность населения растет, доступ к быстрым жалобом в госорганы в наличии. Дальше дело техники. Послушал ты юриста или забил, все зависит от тебя :)