Вчера 22 октября в мире отмечали День рождения ксерокопии. В этот день в 1938 году Честер Карлсон, американский физик и полиграфист спроектировал первый копировальный аппарат и сделал первую ксерокопию. Правда, тогда она называлась просто копией.
Десяток лет спустя компания «Халоид», выкупив у Карлсона технологию, стала производить копировальные устройства. В будущем, после слияния с другой компанией «Халоид» стала называться «Ксерокс» («Xerox»). Эти аппараты первыми появились на рынке России, и с годами название бренда стало нарицательным.
И это не единственный случай, когда наименование бренда превращалось в общеупотребительное название тех или иных предметов. Давайте вместе вспомним некоторые из них.
Джакузи
Название «ванной с пузырьками» — не что иное как неверная транскрипция фамилии итальянца Кандидо Якуцци (Jacuzzi). Он вместе с братьями переехал в США и разработал первую гидромассажную ванну, а братья помогли её усовершенствовать. Американские покупатели были не сильны в итальянском и окрестили семейную компанию «Джакузи», а со временем так стали называть все гидромассажные ванны.
Джип
«Джип» («Jeep») — автомобильная марка, принадлежащая сегодня подразделению корпорации Stellantis, ранее именуемому «Крайслер» («Chrysler»). Есть много версий, откуда взялось название «Джип». Самая популярная – из аббревиатуры GPW компании Ford Motor, означавшей госзаказ на автомобили определенной конструкции. По другой версии, аббревиатура была иной – GP (general purpose – «общего назначения»). В эту категорию попал автомобиль Willys MB, «прадедушка» всех джипов. Со временем GP трансформировалось в JP. Распространение автомобилей, на которых «хоть в реку, хоть в пустыню», в массы укоренило в разных языках слово «джип» как обиходное название любого внедорожника.
Памперс
Сколько вы знаете марок подгузников? Если у вас есть дети, то, пожалуй, не одну и не две. Однако, посреди ночи, когда малыш в очередной раз кричит, вы просыпаетесь и идете менять памперс. И жена, отправляя мужа в магазин, напоминает, что нужно купить памперсы. Изначально же «Памперс» — это торговая марка компании Procter & Gamble, под которой выпускались подгузники. Это были одни из первых импортных подгузников на постсоветском пространстве, да и само слово как-то благозвучнее. Поэтому достаточно быстро все «подгузники» стали «памперсами».
Унитаз
Тот самый белый фаянсовый предмет в уборной не имеет никакого отношения к «тазам». Его название изначально — это тоже торговая марка. Unitas — это первое керамическое сантехническое изделие, спроектированное и созданное британским инженером Томасом Твайфордом в конце 19 века. «Unitas» с латинского означает «единство». Как видите, таз не при чём. Продукцию Unitas среди прочих стран поставляли и в Россию. Так название бренда в очередной раз стало нарицательным.
Сланцы
Были подобные примеры и в Советском Союзе. Так, Сланцы — это, в первую очередь, не простенькие тапочки, а название города в Ленинградской области, где они производились. На подошвах этих шлёпанцев было тиснение «Сланцы», отсылающее к городу-производителю, но многие посчитали это удачным названием для удобных тапочек.