Найти в Дзене
Я - МАЧЕХА

Литература в школе. Дети не понимают, о чем читают: кто виноват?

Как-то мы с мужем легли подремать, а Лерка (моя падчерица) читала литературу. Гоголя. Лере удобней читать вслух, и вот мы засыпаем и слышим: "После вечера вымыла мать горшок и искала глазами, куда бы вылить помои, потому что вокруг все были гряды; как видит, идет, прямо к ней навстречу кухва". "Ктоооо?!" - вопрошает Лерка. Мы спать перехотели и стали неистово ржать с ее истерически -недоуменной интонации. Что за кухва такая?! Встаем, идем к Лере. - Лер, чего читаешь? - Да сама не понимаю, что читаю. Какая-то кухва к ней вышла. А еще было "гумно волостного писаря". Это еще что такое??! Я читаю и пытаюсь понять, а не выходит. Вот сижу, забиваю слова в поисковик... "И правильно делаешь" - думаю я. Гоголь он такой, без рюмки поисковика не разберешься. При всем уважении к таланту писателя, читать его даже взрослым сложно, не то что ученице пятого класса. Тут дело даже не в Леркином словарном запасе, который "не аллё", а в том, что язык такой у Гоголя, с национальной перчинкой, если так м
Оглавление

Как-то мы с мужем легли подремать, а Лерка (моя падчерица) читала литературу. Гоголя. Лере удобней читать вслух, и вот мы засыпаем и слышим: "После вечера вымыла мать горшок и искала глазами, куда бы вылить помои, потому что вокруг все были гряды; как видит, идет, прямо к ней навстречу кухва".

"Ктоооо?!" - вопрошает Лерка.

Мы спать перехотели и стали неистово ржать с ее истерически -недоуменной интонации. Что за кухва такая?!

Встаем, идем к Лере.

- Лер, чего читаешь?
- Да сама не понимаю, что читаю. Какая-то кухва к ней вышла. А еще было "гумно волостного писаря". Это еще что такое??! Я читаю и пытаюсь понять, а не выходит. Вот сижу, забиваю слова в поисковик...

"И правильно делаешь" - думаю я. Гоголь он такой, без рюмки поисковика не разберешься. При всем уважении к таланту писателя, читать его даже взрослым сложно, не то что ученице пятого класса. Тут дело даже не в Леркином словарном запасе, который "не аллё", а в том, что язык такой у Гоголя, с национальной перчинкой, если так можно выразиться.

Это мы, взрослые понимаем, что такие слова используются для создания колорита, для выразительности, ну и вообще раньше речь была другой - это факт.

А дети видят нудную страницу непонятного текста, который надо еще пересказать потом или наизусть выучить. Беда!

Дочь моя, Ляля, во втором классе. Сегодня им задали выучить стихотворение. Вот такое "Зима! Крестьянин, торжествуя...", ну, вы поняли. Так тоже пришлось объяснять слова. Дровни, кибитка, облучок, кушак, тулуп...

А ведь красивый отрывок, как по мне. Фото мое.
А ведь красивый отрывок, как по мне. Фото мое.

Стала ей объяснять, своими словами, без энциклопедического занудства. Что тулуп - это такая типа как плотная куртка из овчины, а то раньше же не было пуховиков. И что дровни (санки такие большииие, деревянные) лошадка мееедленно по снегу катила, ибо деревня и снег не чистят, потому путь и обновлялся ("на дровнях обновляя путь"). А кибитка неслась быстро, потому что город уже, и дороги раскатали чуть лучше, видать.

В общем, мне показалось, что мы разобрали все непонятные слова. Ребенок вроде в голове нарисовал у себя картинку зимы. Всё понял, сидит, восхищается - о как классно написал поэт, молодец какой. Садимся, Ляля читает и тут у меня в голове будто лампочка зажглась.

- Дочь, а как ты понимаешь слово "удалая"?
- Ну как, типа это Удалая кибитка. То есть эта кибитка Удалаю принадлежит. "- Чья? - Удалая!"
- То есть ты думаешь, что это ... имя?

В соседней комнате начинает угорать муж: "Ну да, раз есть Будулай, то чего бы Удалаю не быть!" Стали мы разбирать и такие слова, в общем. А то в моей голове усатый Удалай уже очень гордился тем, что в городе живет и по снегу быстро ездит, аж кушак свой подтянул.

Это все безусловно смешно и мило, так-то мы тоже сейчас если откроем что-то из древнерусской литературы, будем в шоке и недопонимании)) Для современных детей, в современных реалиях, когда языковые средства стремятся к сокращению и упрощению, все эти "кибитки" и "облучки" - отголосок древности.

Вопрос в том, почему в учебнике в конце страницы нет уточнений. У нас всегда были: возле слова ставилась звездочка, а в конце сноска. Сейчас все рассчитано, что ты в интернете посмотришь. Точнее, тебе мама в поисковик забьет и посмотрит (я не верю, что прям ради такого дела ребенок второго класса включит комп и будет разбираться, что там за кушаки да кухвы; скорее тупо зазубрит, чтоб от него отстали с неинтересным стихотворением и все).

Литература это так круто и здорово, не знаю, я очень люблю литературу. Это когда непонятно, то становится неинтересным. Значит надо придумать так, чтоб было понятно. В общем, на каждое архаичное слово картинку в интернете нашла и ребенку показала. Все эти дровни, салазки и прочее.

Стишок был выучен за полчаса. Дочь почему-то читает его на скорости Тины Канделаки из передачи "Самый умный". Но поработать над интонациями нам уже просто не хватило времени, потому что много его ушло на разъяснения. И гораздо больше, чем на само запоминание.

А как у вас с литературой? Дети все понимают или тоже ищут смысл через "окей, гугл"? Считаете, что еще надо такое учить или уже пора школе перейти на что-то более современное?

#домашкаполитре #домашнеезадание #учеба #начальныеклассы #второйкласс #литературавшколе #дети #школа