Найти в Дзене
Одиссея Алексея

На Сахалине давно забросили мост, построенный при Японии

Привет, друзья! Этот день помню как вчера. Самолет приземлился в аэропорту Южно-Сахалинска после 9 часов полета. Я вызвал такси на 4-х с багажом, но в первом такси фактически не было багажника из-за газового баллона (на Сахалине много машин переделывают под эксплуатацию на газу). Второе такси смогло вместить нас и довезти до прокатной конторы, которая давала машину с возможностью съезда на гравий и в целом относительно неограниченного перемещения по острову (для моего экспедиционного маршрута по интересным локациям Сахалина это было крайне важно). Мы взяли полноприводный кроссовер и сразу же выехали в сторону Холмска, где нас ждала встреча с одним чудес инженерной мысли острова Сахалин - Чертовым мостом. От Южно-Сахалинска до Холмска идет асфальтированное шоссе. Дорога занимает в среднем около 2-х часов с небольшими остановками. Оказавшись в Холмске мы запаслись провизией, сняли квартиру на одну ночь и отправились в сторону села Николайчук. Наш условный кроссовер вполне без особых проб

Привет, друзья!

Чертов мост и нижняя противолавинная галерея спирали. Фото автора.
Чертов мост и нижняя противолавинная галерея спирали. Фото автора.

Этот день помню как вчера. Самолет приземлился в аэропорту Южно-Сахалинска после 9 часов полета. Я вызвал такси на 4-х с багажом, но в первом такси фактически не было багажника из-за газового баллона (на Сахалине много машин переделывают под эксплуатацию на газу). Второе такси смогло вместить нас и довезти до прокатной конторы, которая давала машину с возможностью съезда на гравий и в целом относительно неограниченного перемещения по острову (для моего экспедиционного маршрута по интересным локациям Сахалина это было крайне важно). Мы взяли полноприводный кроссовер и сразу же выехали в сторону Холмска, где нас ждала встреча с одним чудес инженерной мысли острова Сахалин - Чертовым мостом.

Ж/д полотно по дороге от станции "75 км." к станции "Николайчук". Фото автора.
Ж/д полотно по дороге от станции "75 км." к станции "Николайчук". Фото автора.

От Южно-Сахалинска до Холмска идет асфальтированное шоссе. Дорога занимает в среднем около 2-х часов с небольшими остановками. Оказавшись в Холмске мы запаслись провизией, сняли квартиру на одну ночь и отправились в сторону села Николайчук. Наш условный кроссовер вполне без особых проблем прошел ту грунтовую дорогу. В само село и далее проехать не получится, но до железнодорожной станции 79 км. доехать на машине вполне реально.

Отступлю от повествования. Прежде всего, добраться до Чертового моста из Холмска можно различными способами. На машине, пешком и на поезде. Поезд проезжает через станцию Холмск-Южный, а конечной станцией как раз будет "Чертов мост". Есть какое-то короткое время стоянки, так что если на него не подниматься и не углубляться в тоннели, то вполне хватит, чтобы сделать фото и посмотреть на инженерное чудо. Пешком говорят идти не очень безопасно, могут встретиться как гадюки так и медведи, однако я о таких случая пока не читал. А идти из Холмска можно в целом по ж/д полотну, но конечно на свой страх и риск.

Мы как раз преодолели грунтовку на арендованном кроссовере и добрались до ж/д переезда, там где был ограничен въезд в село Николайчук. Кстати, погода была сухая, поэтому мы без проблем проехали. Оставив машину на стихийной стоянке у переезда мы пошли пешком по рельсам в направлении станции "Чертов мост", идти где-то около часа средним темпом, примерно 4 километра.

Такой ракурс прежде можно было сделать с лестницы, пока поднимаешься на мосту. Фото автора.
Такой ракурс прежде можно было сделать с лестницы, пока поднимаешься на мосту. Фото автора.

После короткой прогулки, минуя пару станций по пути, мы добрались до заветной точки нашего маршрута и в целом первой значимой локации в экспедиционном маршруте по Сахалину, который я построил для нашей поездки.

Давайте ненадолго окунемся в удивительную историю этих мест. В результате поражения Российской империи в Русско-японской войне 1904-1905 годов южная часть острова Сахалин была передана Японии, которая организовала здесь префектуру Карафуто. Развитие южной части острова было бурным. Япония добывала тут полезные ископаемые, строила заводы, а для того, чтобы все это можно было отправить в Японию по морю, на южном Сахалине строили дороги, в том числе железные дороги.

Мост и его окружение завораживают своей красотой. Фото автора.
Мост и его окружение завораживают своей красотой. Фото автора.

В 1921 году началось строительство железной дороги, которая должна была соединить Тоёхары (современный Южно-Сахалинск) и Маока (современный Холмск). Рельеф прохождения дороги крайне сложный, частые спуски и подъёмы. Дорога строилась в тяжелых условиях, с использованием труда пленных корейцев. Бытует мнение, что на каждую шпалу, уложенную на этой дороге приходилось по одному человеку, погибшему на ее строительстве. Ввиду сложности рельефа были организованы мост и тоннели, в одним из достижений инженерной мысли того времени является спираль «Такарайда», крутой спуск вниз по спирали, на пути которой проложены тоннели, а венчает ее тот самый Чертов мост.

В августе 1945 года, после победы СССР над Японией, южный Сахалин вошел в состав страны советов. Дорогу использовали до 1994 года, с развалом Союза финансирование дороги урезали. Так как она была узкоколейной, поменять большую часть полотна на широкую колею стало проблематично. И большой отрезок дороги впоследствии был заброшен.

Мы забрались по лестнице слева от входа в противолавинную галерею и поднялись сразу на мост. Кстати, насколько мне удалось узнать, местное МЧС спилило часть лестницы, чтобы обезопасить туристов от подъема на мост, или затруднить подъем, это конечно как посмотреть. На мосту было находиться конечно крайне не комфортно, учитывая, что под тобой пропасть в 38 метров, примерно как 12 этажей. Тем не менее, если ходить по железным рельсам, а не трухлявым балкам, можно передвигаться относительно безопасно. Что мы и сделали.

Пройдя через мост мы вошли в верхнюю противолавинную галерею и по спирали «Такарайда» спустились обратно к станции "Чертов мост". Удивительной формы тоннели, уникальное инженерное сооружение, хотелось бы конечно, чтобы за ним следили не путем спиливания лестниц, а укрепления конструкции и выделения безопасного маршрута и установки информационных стендов о технике безопасности и исторической справки, но мы живем там, где живем. И имеем то, что имеем.

Железнодорожная станция "Чертов мост" и сам мост. Фото автора.
Железнодорожная станция "Чертов мост" и сам мост. Фото автора.

А мы пошли обратно к авто и поехали ночевать в Холмск на квартиру, забронированную ранее, нам предстояла еще больше недели путешествий по острову Сахалин.

Вид на Чертов мост с полотна железной дороги. Фото автора.
Вид на Чертов мост с полотна железной дороги. Фото автора.

Спасибо за внимание!

Также об одной из локаций Сахалинской экспедиции можно почитать тут:

___________________________

Все фотографии и видео на канале сделаны мной, если не указано обратного.

Пока я исследую мир в поисках интересного не забудьте подписаться, поставить лайк и оставить свои мысли в комментариях.