Очередной набег на фонд редких книг Гайдаровки принёс в качестве «добычи» старое издание из серии «Маленькая библиотека».
В тонюсенькой книжке 1937 года выпуска всего 16 страниц. Строго говоря, издания объёмом до 32 страниц считаются брошюрами, а не книгами, но называть так книжечку не хочется – она переплетена, у неё твердая обложка, чёрно-белые рисунки на каждой странице и очень крупный шрифт, специально для начинающих читателей. Выбранные песенки не длинные – как раз на одну страничку.
Песенки в основном посвящены животным, которые ведут себя как люди.
Долгоносый журавель,
Ты куда летишь теперь?
– Я на мельницу летал,
Там диковинку видал:
Козел муку мелет,
Коза подсыпает,
Маленьки козлятки
И те без оглядки
Так-то работают,
Кули насыпают,
Домой отсылают!
На эту коротенькую песенку приходится пять небольших рисунков. Художник показывает, как выглядит журавль, мельница, как подсыпают зерно, насыпают и отвозят на повозке мешки с мукой. Можно сказать, что на одной страничке изображён весь производственный процесс. Так же подробно отрисованы все песенки – в некоторых иллюстрации приходятся на каждые две строчки.
Нельзя сказать, что это своеобразный комикс, но всё-таки отголоски такой мысли в голову приходят. Впрочем, стилистика рисунков совершенно не комиксовая – они выполнены в подчёркнуто реалистической манере, с проработкой мелких деталей, игрой света и тени. И вот эти настоящие кошки, петухи, тараканы и медведи на полном серьёзе занимаются повседневными человеческими делами – выметают мусор, шьют одежду, пекут лепёшки. Воля ваша, но что-то фантасмагорическое в этом определённо есть. Только эта фантасмагория не выпячивается на первый план, а прикидывается обыденностью, как это часто бывает в народном творчестве.
На титуле отмечено, что тексты выбирал М. Булатов. Несмотря на то, что Михаил Булатов был составителем многих сборников фольклора разных народов, известно о нём не очень много. Он родился в Москве в самом конце 1913 года – последнего мирного года, с которым впоследствии долго будут сравнивать темпы развития России. «Литературной работой» впервые занялся в 1927 году, когда ещё учился в школе. Произошло это почти случайно: в его школу пришли исследователи детства, чтобы найти и купить дневники, которые ведут школьники. Михаил не растерялся и за три дня написал текст своего «многолетнего» дневника. Школу он так и не закончил – стал работать для газет Москвы и Подмосковья и сотрудничать с «Детгизом».
В годы Великой Отечественной войны Михаил Александрович Булатов пошёл в народное ополчение, но был списан из него по состоянию здоровья. Тогда он стал работать корреспондентом в газете Московского военного округа «Красный воин», писать книги «Суворов в народных песнях и рассказах» и «Кутузов в 1812 году» (вышли в 1942 году). После войны он продолжал собирать и пересказывать детям народные и авторские сказки, песенки, загадки, стал готовить передачи о русском языке на Всесоюзном радио. Умер Михаил Булатов рано, в 50 лет.
Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы собрать и пересказать детям произведения устного народного творчества. Может, это звучит несколько заумно, но на деле это означает вот что: выражения, которые принимаем за народные, например, «не садись на пенёк, не ешь пирожок» и другие слова, знакомые нам с детства, были написаны именно Михаилом Булатовым. Это была кропотливая работа: собрать нескольких вариантов одного и того же произведения, сличить их, выбрать наиболее верный и на его основе предложить вариант, подходящий детям.
Особенно известны сказочные антологии «Гуси-лебеди» (первое издание вышло в 1937 году), «Гора самоцветов» (1953), «Тридцать три пирога» (1962), где Михаил Александрович выступил редактором и составителем. Он так писал во вступительном слове к сборнику «Гора самоцветов»: «Эти сказки записывали учёные, путешественники и просто грамотные люди, любившие сказку, – школьные учителя, школьники и другие. Я прочёл много таких записей, иногда по десяти пересказов одной и той же сказки, например об “Иване — крестьянском сыне и чуде-юде”. Самые интересные из этих сказок я передаю вам так, как запомнил их. Другие – услышал от хороших сказочников, русских и нерусских, записал их и поместил в этот сборник».
Наша тоненькая книжечка – шестая публикация Михаила Булатова для детей в «Детгизе», начиная с 1935 года. Партнёрство издательства и писателя продолжалось до самой его смерти в 1963 году. За эти 28 лет тираж книг, в подготовке которых принимал участие Михаил Булатов, составил более пяти миллионов экземпляров. Помимо собирания, изучения и обработки отечественного и зарубежного фольклора, Михаил Александрович писал киносценарии, тексты для диафильмов, либретто к опере «Маша и медведь», повесть о Владимире Дале «Собирал человек слова…» (совместно с Владимиром Порудоминским, повесть была издана в 1966 году).
«Маленькая библиотека» Детгиза выпустила сборник «Песенки» для младшего и дошкольного возраста тиражом 200.300 экземпляров (так написано в выходных данных). Два слова о художнике Вере Тарасовой. Она занималась графикой, офортом, акварелью, книжной иллюстрацией, была театральным художником. Долгие годы дружила с Анной Ахматовой и Леонидом Пастернаком. Её произведения находятся во многих региональных музеях и в частных коллекциях в России и за рубежом.
Давайте ещё раз посмотрим на её иллюстрации и прочтём заключительную песенку сборника:
Сине море
Огнем горит,
Бела рыба
По небу летит,
По чисту полю
Корабль бежит,
Серый волк
На корме стоит.
А красная лисица
Потявкивает:
– Хоть вправо держи,
Хоть влево держи,
Потом – куда хошь
Поворачивай!
Познакомиться с этой книгой и прочитать её вы можете у нас на сайте.