Найти в Дзене
Хижина Дяди Тома

Синдром отличника...

Оглавление

Привет! В прошлом #ПАПАВСЛУХ я обещал рассказать о том, как самолично облажался в качестве родителя. Причем все произошло не так давно и совершенно неожиданно. Наливайте чай, садитесь удобнее – дальше будет много букв!

Итак, кто не в курсе, в этом году младшая покинула садик и гордой походкой отправилась в школу. Мы долго колебались, но в итоге решили отдать в «нулевой» класс. Да, по знаниям она бы и гранит программы первого разгрызла без особых проблем. Но вот еще в садике ей предложили «перескочить» год и перевестись в более старшую группу. Поэтому наше решение было основано на том, чтобы дочка просто оказалась в кругу своих сверстников, а не была опять самой младшей.

Торжественные сборы, волнительные разговоры, покупка десятков красивых ластиков, выбор рюкзака (у нас с покемоном) – все это было здорово и трогательно. Дочка старательно заполняла пенал карандашами, пересчитывала тетрадки и хоть с волнением, но ждала первого учебного дня.

На сегодняшний день заканчивается второй месяц школьной жизни. Мелкая дружит со всеми ребятами, удивляет пополнением словарного запаса английских слов, в школу ходит с удовольствием (ну, ладно, не всегда – хореографию мы не любим). Можно было бы спокойно выдохнуть и расслабиться нам с супругой, если бы не несколько «Но»…

Первый тревожный звоночек прозвучал в начале сентября. Одним из вечеров, придя из школы, дочка решила устроить родителям выговор, предъявив ряд претензий, которые по сути своей сводились к одному: «мама, папа, почему вы не спрашиваете, какие у меня оценки каждый день? Я же стараюсь, получаю одни плюсы, хочу вас радовать…»

Честно скажу – мы опешили. По лицу, тону было понятно, что это не каприз, а действительно что-то очень важное для ребенка. Но какие оценки??? В первых классах, тем более в нулевых – это банальные плюсики. Никаких троек, четверок, пятерок и тем более двоек. Да и в целом – я всегда крайне спокойно относился к школьным оценкам даже старшей дочки. Пять? Круто! Двойка? Да и фиг с ней.

Что же делать? Как быть? Целый вечер эти мысли крутились в голове. Видимо крутились они на столько хаотично, что я упустил наличие «корня» и принял решение бороться с «симптомами», не разглядев всю суть. Решение было в том, чтобы поддержать ребенка. Мы еще раз проговорили, что нам оценки не важны – любим и гордимся дочками в любом случае. Но раз ей это важно, стали спрашивать после школы не только о том, как прошел ее день, но и об успехах с плюсами.

Второй звоночек оказался скорее гулом колокола…

«У вашей дочки синдром отличницы» - сказа учительница супруге в один из дней, когда забирали дочку из школы. Как? Откуда? Почему не заметил? Ураган вопросов и неподдельного удивления заполнил голову. Конечно, кто-то может сказать: «Чего паришься!? Радоваться надо – ребенок отличницей вырастет!». Но тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Увы.

Что же это за синдром такой? Если кратко – человеку важна оценка его действий. И она во что бы то ни стала должна быть максимальной. По сути – это такая зависимость, гонка за результатом и чувство поражения (весьма глобальное), если результат не достигнут или достигнут не в полной форме. Иными словами – получить четверку или двойку разницы особо нет, ведь это не пятерка в любом случае.

В отличие от перфекционизма, наличие «Синдрома отличника» человек не осознает. И это влияет не только на школьные результаты. Ребенок взрослеет и, если проблема не ушла, продолжает жить с этой весьма пагубной зависимостью от внешних оценок: будь то дом или работа. Согласитесь, не самая приятная перспектива.

Поломав не один вечер голову в поисках первопричин, я не смог найти каких-то объективных (да и субъективных) моментов, которые могли запустить такой процесс с нашей стороны. Поэтому было принято решение сменить тактику. Вместо бесконечного поиска источника проблем – пришло время действовать. А именно – помочь дочке преодолеть этот пресловутый синдром.

Шаг 1: факап – это не плохо!

Итак, первым делом я стал рассказывать истории о своих личных поражениях: в школе, на работе – где угодно. Самое главное было показать, что в «проигрыше» нет ничего страшного, а иногда он даже наоборот приводит со временем к более крупным победам. И если папа «выжил» не смотря на обилие факапов в жизни – значит не все так страшно, как кажется. Главное спокойно относится к подобному.

Шаг 2: процесс не меньше важен, чем результат!

Здесь хочется сказать спасибо и учительнице, которая вызвалась нам помочь в решении «синдромной» ситуации. Параллельно дома я стал стараться также делать акцент не на результате, а на пути к нему. Ведь нарисованная картина – это круто, но и рисовать ее было тоже здорово. Иногда удавалось превратить, по сути, уже готовый результат в часть нового процесса. Например: дочка любит рисовать, сама придумывает комиксы, сюжеты. Зачем нам останавливаться на первом «готовом» выпуске, если можно творить дальше? Поэтому за номером один, тут же создавался второй и так далее.

Шаг 3: оценка – это просто оценка.

По «счастливой» случайности старшая получила не самую заслуженную, но таки двойку, а младшая в этот вечер пыталась пережить страдание от полученной «половинки плюса» в школе. Это был идеальный день, чтобы воплотить идею, подсмотренную у Артемия Лебедева, и закатить «Праздник первых двоек». Мы купили большой торт, свечи (двойку и единичку, которая олицетворяла «минус» младшей) и как следует отметили данное событие. Пытаясь перевернуть негативное восприятие события в позитивное русло.

Шаг 4: вперед к факапам!

Пришла пора учиться проигрывать и не переживать от этого. Один из последних примеров – поход на первое занятие на скалодром с тренером. Дочка «взяла» все высоты, кроме одной – самой сложной с психологической точки зрения. И что? Мы с тренером акцентировали внимание на том, что 7 из 8 – это уже круто. А вот восьмую трассу как раз будем учиться проходить не спеша.

Шаг 5: знания и опыт важнее.

Сейчас я нахожусь на этой стадии. Аккуратно заменил вопрос «какие оценки были сегодня?» (хоть мелкая и требовала этой инициативы от нас) на «Что нового узнала?». Так и фокус смещается, да и обсудить новые слова на английском всегда интересно. И не важно – были там плюс или нет сегодня.

Мои школьные годы прошли как раз с контролем оценок со стороны родителей. Да, в старших классах я таки даже по алгебре стал отличником – нонсенс для меня)) Но произошло это не по причине резкого изменения моих внутренних целей на фоне предыдущих недовольств мамы. На самом деле – просто повезло с учителем, который поселил любовь к предмету, а хорошие оценки стали естественным и приятным следствием.

К слову, маму нередко задерживал директор школы после родительских собраний. Проводил индивидуальную лекцию на тему того, чтобы она проще относилась к моим тройкам, которые в школе с углубленным изучением ряда предметов вполне соответствовали хорошим и отличным результатам в обычных.

И да, честно скажу, ни разу не пользовался теоремой Пифагора во взрослой жизни.

Хороший вопрос, которым стоит задаться каждому родителю школьника: кому нужны отличные оценки в первую очередь – вам или ребенку? Среди людей, добившихся высочайших результатов, не мало бывших троечников. Как и среди отличников могут встречаться не самые приятные люди.

Оценка – это просто оценка. Она не может характеризовать человека ни как личность, ни даже объективно оценивать сами знания в школе. Снизить бал за неровный почерк или выход на поля тетради? Да легко! А вроде бы контрольная была не по чистописанию, а математике при этом.

Оценка, как мотив к действию у ребенка – это не самый приятный момент. Чадо не должно «заслуживать» чью-то любовь, а тем более любовь родителей. И тем более – не таким способом. А мотивация должна идти изнутри, основываясь в первую очередь на собственных желаниях.

Присмотритесь сегодня к своим школьникам – нет затесался ли «Синдром отличника» и в ваш дом? Помните, за ним стоят не только одни пятерки в дневнике, но и страх совершить ошибку, зависимость от чужого мнения, неуверенность в себе. И чем раньше заметить и начать работу – тем быстрее ребенок станет еще более счастливым. Мы тоже сейчас на пути к этому.

Всех обнимаю, до следующей встречи.