Найти тему

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. «Пьют в Зурбагане пиво и в кружки сыплют соль…». VI

VI

Волна от проходящего судна мягко качнула «Квадрант». Расстояние было невелико – бригантину и чёрный корпус канонерки разделяло меньше кабельтова, и с палубы «Квадранта» отлично были видны револьверные пушки на полубаке на тумбах, и тупоносые орудия главного калибра, выглядывающие из бортовых спонсонов. На кормовом флагштоке развевался сине-белый вымпел, узкий, несуразно длинный таранный форштевень, вспарывающий воду, из тонкой, выкрашенной в жёлтый цвет трубы безостановочно валили клубы жирного угольного дыма. Хотя - куда от него деться здесь, во внутренней гавани Зурбагана, где пароходов лишь немногим меньше, чем парусников?

Кстати, о пароходах…

- Сколько, говорите, времени уйдёт на замену машины на «Штральзунде»?

- Дня три, не больше. – отозвался Валуэр, провожавший взглядом военное судно. – Дело-то обычное, здесь две верфи специализируются именно на таких операциях. Своего производства паровиков в Зурбагане, правда, нет – его вообще нет у нас – зато отличные агрегаты возят из двух других миров, и не слишком дорого. А что? Торговые маршруты налажены, верфи работают с этими механизмами уже давно – плати только деньги, и поставят паровик хоть на катер, хоть на большой парусник! Ну да у тебя, Серж, проблем с этим теперь нет, верно?

-2

И он осклабился в усмешке. Я кивнул – пришлось-таки признаться «учителю» в источнике моих нетрудовых доходов. Услыхав, что я поместил клад с «пиратского» корабля в банк, Валуэр мой выбор одобрил – солидное заведение, сказал он, проверенное, - и посоветовал переместить хотя бы часть в хранилища Банка Гильдии и, лучше всего, сразу обратить в зурбаганские талеры. Во-первых, объяснил он, надёжнее места не сыщешь, а во-вторых, подобный «персональный счёт» позволит мне рассчитывать на совсем другое к себе отношение – в частности, проворачивать некоторые деловые операции, которые иначе заняли бы куда больше времени и потребовали бы немалых хлопот. «Да вот, хоть переоборудование твоей посудины – сказал он, - располагая оборотными средствами в Банке Гильдии, ты можешь рассчитывать, что на верфи за твой заказ возьмутся в первую очередь, и не будут тянуть по всякому поводу – что вообще-то у них случается, на отсутствие заказов предприятие не жалуется. Вот, как раз сейчас они оборудуют паровыми машинами четыре катера-носителя шестовых мин по заказу Военного Флота, и клиентам, за которыми не стоит Гильдия, придётся смириться, что сроки выполнения работ по их заказам могут быть сдвинуты.

Сменить проверенный дизель «Штральзунда» на не вполне понятную мне паровую машину Валуэр уговаривал меня с тех пор, как я принял решение пойти к нему в ученики. Конечно, рассуждал он, твой механизм привычнее, да и пользоваться им не в пример удобнее – ни тебе возни с углём, ни потери времени на то, чтобы поднять пары… Только вот топливо для него в Зурбагане, да и в иных-прочих мирах днём с огнём не сыщешь, разве что сырую нефть, а возить соляр с Земли – долго, хлопотно, да и рискованно тоже. Запросто можно в критический момент остаться без топлива, тогда как в паровую топку можно пихать хоть дрова, хоть политое машинным маслом тряпьё – тяга упадёт, конечно, но работать-то машина будет, вращать гребной вал, толкать судно вперёд. И переделки понадобятся не такие уж и кардинальные – разобрать кормовую рубку, служившую машинным отделением, соорудить по бортам угольные ямы, удлинить кокпит так, чтобы было место для машиниста-кочегара.

При известной сноровке, говорил лоцман, ты и в одиночку сможешь управляться и с машиной и с румпелем, но лучше, конечно, подыскать помощника. Вот, кстати, и подходящий кандидат имеется – сын его старого знакомца, оставшийся недавно сиротой, после того, как отец, боцман большого торгового парусника, сгинул где-то в лабиринте Фарватеров. Парню всего шестнадцать, но он отлично разбирается в морском деле, с десяти лет ходил с отцом в море, и к тому же, имеет опыт работы и машинистом и кочегаром.

Я обещал подумать – как и о перспективе установки на «Штральзунд» паровой машины. Пока же у меня имелись иные планы, откладывать которые я никак не мог – особенно, в свете того, что Валуэр сумел выяснить насчёт «солнечного» маяка, того, что привёл меня в Мир Трёх Лун, а потом и указал нам дорогу оттуда.

Канонерка – её название, «Гель-Гью», я прочёл на корме, настолько-то я местный алфавит уже усвоил – прошла, разведённая ею на полном ходу волна слабо покачивала стоящие на бочках шхуны, бригантины и тупоносые кургузые люгеры, занятые, по большей части, на местных каботажных рейсах, в Лисс, Дагон, тот же Гель-Гью. Надо бы обзавестись картой этого мира, подумал я – привык, понимаешь, рассуждать о Фарватерах, далёких Маяках в иных мирах, а что творится у меня под носом, не знаю! Ну, ничего, теперь, когда у меня есть доска-переводчик, дело пойдёт быстрее – навещу книжную лавку, найду что-нибудь по местной истории, географии и политическому устройству – для начала несложное, на уровне школьного учебника. А там, глядишь, и дойдёт дело до занятий в Гильдии…

-3

Канонерка миновала проход в брекватере, коротким гудком поприветствовав блокшив и удостоившись ответного приветствия. Валуэр напоследок, задумчиво посмотрел ей вслед и повернулся ко мне.

- Вернёмся, значит, к нашим баранам, Серж.

- …смотри-ка, он и присказки наши знает! Темнит что-то мастер Валу, ох, темнит…

- К солнечному маяку? - уточнил я. – Который в Мире Трёх Лун?

- К нему… - Валуэр вздохнул, и особого оптимизма я в этом вздохе не уловил. – Сам понимаешь, за ночь я многого узнать не мог. Однако – кое-что выяснил…

Я постарался продемонстрировать максимальное внимание. Особенно стараться, впрочем, не пришлось – тема была самая, что ни на есть, животрепещущая.

Валуэр откашлялся.

- Если вкратце – то всякий набор зеркал, который изготавливают для «солнечных маяков», имеет свои индивидуальные особенности». Не то, чтобы это делают специально – просто процесс изготовления и полировки зеркал достаточно сложен, с каждым мастер работает индивидуально, и каждый несёт некий свой, уникальный отпечаток. Все об этом знают, никакого секрета в этом нет – как и в том, что мастера, перед тем, как передать своё изделие заказчику, опробуют его и фиксируют эти индивидуальные различия. Опять же, без всякого заднего умысла, просто так уж повелось…

- Значит, изучив эти особенности, мы можем точно установить, кому и когда был продан данный конкретный комплект зеркал? – я сразу уловил главное.

- Именно! – Валуэр хлопнул себя ладонью по колену. – Пока мы знаем только, что изготовил их тот мастер, у которого мы были вчера – есть, знаешь ли, некоторые особенности, сразу видные опытному глазу. Но сложность в том, что таких маяков за последние лет десять было продано дюжины полторы, и из покупателей на данный момент известно только о девятерых. Остальные недоступны – кто погиб в кораблекрушении, кто умер от болезни или по какой-то другой причине, а многие просто сгинули. Оно и неудивительно – такие маяки приобретают обычно первопроходцы, а они рискуют своими головами куда больше обычных Лоцманов и вольных торговцев, перемещающихся по уже открытым Фарватерам…

- Первопроходцы? – этот термин был мне незнаком.

- Ах, да, я же тебе о них пока не рассказывал… - Валуэр покачал головой. Ну, извини, из головы вылетело, да и других тем хватало.. и до сих пор хватает. Первопроходцы – это, видишь ли, такие отчаянные головы, которые ищут новые, перспективные в плане торговли миры. Способ простой, но и крайне рискованный: они выходят в Фарватеры, но не проходят до конца, а как бы «вываливаются» из них в самых неожиданных местах - астролябии при правильной настройке показывают подходящие места, я тебе потом покажу… Никто не знает, где именно окажется такой смельчак, многие из них так и пропадают бесследно, и найти их невозможно. Но может и повезти – например, если на «той стороне» окажется новый, никому не известный, богатый и населённый мир, с которым можно наладить взаимовыгодный обмен. В этом случае Первооткрыватель использует для возвращения один из местных маяков, а потом вносит его вместе с новооткрытым Фарватером в Реестр – и с этого момента, в течение десяти лет всякий торговец, посетивший этот мир, обязан отдать Первооткрывателю часть своей прибыли. Ну а «солнечные маяки» - это на случай, если местных не найдётся. Их ставят как временные, с том, чтобы потом, когда новый торговый маршрут наберёт силу, заменить на нормальный.

- А кто идёт в эти… Первооткрыватели?

- Разный народ. Лоцманов среди них мало, а Обычно это капитаны, вольные торговцы. Есть и бывшие Лоцмана, но таких мало, а уж действующих членов гильдии так и вовсе нет – Ложа не одобряет подобное занятие. Случается, кто-то находит в старых фолиантах, хранящихся в Реестре, запись о каком-то особенно богатом мире, связь с которым почему-то была потеряна, выискивают указания на то, как искать ведущий туда Фарватер – и отправляются на поиски. Но это случается нечасто – чтобы найти что-нибудь подобное, придётся зарыться в книги не на один год, а в Реестр посторонних не очень-то допускают…

Я вспомнил разбитый корабль на рифах вблизи моего островка. Что ж, если это и есть таинственные Первооткрыватели – то они оказались в Мире Трёх Лун не так уж давно, раз шторма не успели разбить судно в щепки. А вот «солнечный» маяк на утёсе – дело другое, судя по толстенному слою гуано, который мне пршлось стищать с зеркал, он стоит там уже не один год. Ценная информация… но пока что лучше придержать её при себе.

- Получается, тот маяк тоже установил кто-то из Первооткрывателей?

- А больше некому. – кивнул Валуэр. – Но новый маршрут почему-то так и остался никому неизвестен. Причин к тому может быть множество, но наверняка мы знаем только одно: запись о новом маршруте он в Реестр внёс, но больше никто и никогда по нему не проходил. Собственно, это я и выяснил сегодня ночью – с помощью моего приятеля-картографа, разумеется. А потом кому-то понадобилось отправить тебя вместе с твоим «Штральзундом» такое место, где никто не стал бы вас искать – вот он и выбрал этот забытый Фарватер…

- Не «он», а «она» - уточнил я. – Дзирта, то есть.

Валуэр покачал головой.

- Не думаю, что девчонка сама всё это затеяла. Она, конечно, шальная, но не настолько же – да и зачем это ей? – Валуэр пренебрежительно отмахнулся от моей реплики. Слишком сложно, что в замысле, что в исполнении. Нет, за ней наверняка кто-то стоит – и чтобы познакомиться с этим «кем-то» нам сперва надо хорошенько изучить тот «солнечный маяк». Таким образом мы сможем выйти прямиком на покупателя, ну а дальше – уж как получится…

В плечо мне ткнулось что-то мягкое. Я обернулся – Кора, неслышно выбралась на палубу «Квадранта» и подошла здороваться. Я потрепал старую знакомую по загривку, в ответ она лизнула мою ладонь.

- Ну, раз надо – изучим. Только, мастер Валу, сначала мне надо кое-что предпринять, а для этого понадобится ваша помощь.

Валуэр задумчиво поскрёб тёмными от смолы ногтями в бороде.

- Значит, хочешь вернуться.

Я пожал плечами. Непохоже было, чтобы мои планы оказались для него неожиданностью, но и особой радости по этому поводу я не заметил.

И не надо. Лишь бы не мешал… а лучше – помог.

- Так ведь ненадолго! Надо завершить кое-какие дела… если не хочу поиметь новые проблемы, когда надумаю снова навестить свои края.

Уточнять, что это за дела, я не стал – для этого пришлось бы объяснять, насколько изменилась жизнь в моём родном мире.

- Дело твоё, конечно. – не стал спорить он. – постарайся только уложиться в этот срок. Мой знакомец-картограф ждёт, что мы прямо сейчас и отправимся разбираться со всей этой катавасией. Неделю-полторы я смогу протянуть, придумаю что-нибудь, сделаю, к примеру, вид, что занемог – а больше уже сомнительно. Не хотелось бы, понимаешь, портить с ним отношения, ещё не раз пригодится…

- Полутора недель хватит, даже с лихвой. – заявил я,в глубине души, что вовсе не так уверен в сказанном. Только вот... может, доставите меня туда? Ну, где в прошлый раз забрали, на Онеге, у маяка Бесов Нос? Ну и обратно, конечно, забрать придётся. А на «Штральзунд» пусть пока ставят паровик – убедили, без этого не обойтись.

Согласие оснастить дорку паровой машиной стало своего рода жестом в сторону моего наставника – «вот видите, я же слушаю ваши советы!» Сам я далеко не был уверен в целесообразности подобного поступка – после удобного в эксплуатации, надёжного и насквозь знакомого дизеля переходить на подобный раритет не слишком-то улыбалось. Да и иных проблем здесь хватало – например, я никак не мог понять, как судоремонтники сумеют впихнуть на небольшое судёнышко ещё и угольные ямы, достаточные для сколько-нибудь длительного перехода? Для себя я решил присмотреть на Земле, что-то типа съёмной форсунки под жидкое топливо - такими, насколько мне было известно, иногда оснащают отопительные котлы для загородных домов. Возможно, если слегка её доработать, то получится и судовой котёл перевести на жидкое топливо – при необходимости, разумеется? А что? Склепать из оцинковки или листовой меди баки, которые при необходимости можно будет размещать в угольных ямах, поставить топливный насос, а дальше – повернул пару рычагов и всё, готово, заливай в топки хоть соляр, хоть отработку, хоть разбавленную керосином нефти – при хорошей регулировке горелка всё схавает, хотя и не без некоторого ущерба для эффективности. Ах да, придётся ещё и генератор переводить на привод от паровика, и аккумуляторы дополнительные поставить не помешает – где их потом брать, случись что?

Ну ладно, это всё потом. В этот визит на Землю у меня хватит и других дел – примерный список, занимавший не один десяток строк, я уже составил, и на первом месте там значились документы. Они понадобятся мне в любом случае – если, конечно, я собираюсь посещать родной мир не украдкой, где-нибудь подальше от цивилизации и чужих глаз – а иметь возможность жить в нём полноценной жизнью хотя бы какое-то время. Да и с деньгами вопрос предстоит решить, без этого вообще никуда…

К счастью, кое-какие планы на этот счёт у меня имелись – но чтобы воплотить их в жизнь требовалось, кровь из носу, оказаться в лагере экспедиции до того, как «Капитан Врунгель» и его «Клевер», Володя Музалёв со своими охламонами» и прочие реконструкторы снимутся с места и расползутся кто куда до следующего лета. А значит – в распоряжении у меня дня два-три, никак не больше.

-4

Кора снова ткнулась носом мне в ладонь, требуя ласки. Я запустил пальцы в густую шерсть на холке, и собака заурчала от удовольствия, перекатываясь на спину и подставляя моим пальцам брюхо.

- Когда отправимся разбираться с «солнечным» маяком– отдадите собаку мне на Штральзунд? Мы с ней, вроде как, вдвоём это островок обследовали, вот и продолжим…

- Отдам, куда ж от тебя денешься! Хмыкнул Валуэр. Толкьо, думается мне, обследованием одного острова дело не ограничится. Но ты прав – оборудовать там постоянную базу будет полезно.

Я кивнул. На этот счёт у меня были свои мысли, возникшие, как только я услышал о грядущем возвращении на остров Скелета. Валуэр прав, база нужна, как и новый маяк взамен прежнего, «солнечного» - а раз будет маяк, то понадобится и смотритель, верно? И пусть это будет человек, которому я смогу доверять целиком, и лучше – из моих земляков. Нет, поймите меня правильно – я не имею, вроде, поводов, не доверять мастеру Валу и его коллегам-Лоцманам, но… так спокойнее. Что-то – интуиция, чуйка, шестое чувство – упорно нашёптывало мне, что устраиваться на новом месте придётся основательно, надолго.

…И, кстати, не забыть сделать соответствующую запись в судовом журнале «Штральзунда». Открыл остров – имеешь право дать ему название всё честь-по-чести.

Хотя – кто сказал, что это именно я его открыл?..